Где поиграть
Karateka (2012)

Karateka

Максим Поздеев (редакция) 6.0

Линейный и очень короткий ремейк гремевшего в восьмидесятых хита Джордана Мехнера, который затем создал легендарную Prince of Persia

Karateka появилась в начале восьмидесятых годов прошлого века и сильно повлияла на игровую индустрию. Ее создал Джордан Мехнер, будучи студентом Йельского университета. Программирование игр для него тогда было лишь развлечением, но когда Karateka разошлась умопомрачительным для тех времен тиражом в полмиллиона копий, Мехнер начал относиться к играм всерьез. В результате Джордан не только не бросил свое хобби. Через несколько лет он осчастливил мир легендарной Prince of Persia. И вот знаменитый геймдизайнер вернулся к истокам: спустя почти три десятилетия после выхода оригинала он выпустил ремейк Karateka. Сюжет новой версии точно следует канону. На высокой горе стоит замок, в котором злобный военачальник Акума держит прекрасную Марико. Замок, как и положено, охраняет орда приспешников, а у Марико есть обожатель, готовый ради нее хоть в костер прыгнуть, хоть с армией сразиться. Подача нехитрой истории тоже соответствует традициям. При создании Karateka Мехнер использовал техники, характерные для немого кино. Ремейк тоже изобилует кинематографичными приемами и обходится вообще без речи.

Авторы игры удержались от соблазна идти в ногу со временем — механика новой Karateka по современным меркам примитивна донельзя. Путь героя к обители злодея прям, как стрела. Шагнуть в сторону, чтобы осмотреть средневековые достопримечательности, нельзя. Игра не позволяет выбирать путь к цели: топать можно вперед и только вперед по заранее проложенному маршруту. Развлечений на дороге к славе тоже немного. Все, что встретит герой по пути к объятиям Марико, это враги, с которыми можно сойтись в рукопашной, и цветочки, годные для поправки здоровья. Все остальное лишь статичные декорации. Боевая система вызовет недоумение у человека, выросшего на всяких Tekken и Mortal Kombat. Немудрено: ведь, будучи игрой про драки, Karateka не является файтингом в привычном понимании. В ней нельзя контролировать передвижения персонажа. Во время поединков он стоит столбом и отказывается теснить противника, отступать, прыгать или пригибаться. Более того, выбирать время атаки тоже не дозволяется.

Конфликты в Karateka решаются единственно верным для феодальной Японии способом — чье кунг-фу лучше, тот и прав

Karateka больше похожа на ритм-игры, где требуется в нужный момент нажимать определенную кнопку. Перед атакой звучит сигнал, по которому можно определить, сколько ударов нанесет оппонент. Своевременно нажимая кнопку блока, игрок отражает выпады и переходит в наступление, для чего надо несколько раз нажать кнопки удара рукой или ногой. Затем опять атакует соперник. Потом, если нападение удачно заблокировано, — опять игрок. И так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не падет смертью храбрых. Никакого простора для тактических ухищрений. Заучивать хитрые комбинации ударов и блоков тоже не требуется. У современного игрока такая первобытная механика может вызвать шок.

Но есть в Karateka и любопытная находка: в ней игроку выделено три жизни. Три разных жизни. Вы начинаете поход до замка в образе смазливого героя, который влюблен в Марико (причем взаимно). Если он погибнет, его место займет монах, восхищенный красотой и грацией пленницы, как восхищался бы горным пейзажем. Если и у него ничего не выйдет, роль центрального действующего лица перейдет к здоровенному, уродливому и, кажется, напрочь лишенному мозгов крестьянину. От смены героев суть не меняется: монах там или крестьянин, игра остается ритмичным тыканьем в две кнопки. Зато меняются концовки. Само собой, Марико будет намного приятнее, если ее спасет героический красавчик, а не какой-нибудь монах-асексуал или тупая деревенщина. Заодно персонажи символизируют уровни сложности. Одолеть путешествие в роли первого героя — подвиг, а с последним это можно сделать почти не напрягаясь.

Коварный Акума еще не знает, что его ждет. А вот динозавры, помнящие старую Karateka, наверняка в курсе — они точно узнали птичку на плече злодея

Несмотря на свежую идею, Karateka все равно остается чудовищно примитивной по сегодняшним меркам игрой. А еще она очень коротка — первое прохождение вряд ли займет больше получаса, а после некоторой практики можно уложиться и в двадцать с копейками минут. Разумеется, можно пройти ее три раза, чтобы посмотреть концовки. Что уж там, можно пройти и десять, если вас волнует место в онлайн-таблице рекордов. Или пятьдесят, если вы из тех маньяков, которым хочется получить все достижения, победить всех врагов, не пропустив ни удара, и вообще все сделать идеально. Можно даже получить от нарочитой простоты Karateka удовольствие. Но сути дела это не меняет. Избалованному современными играми человеку сложно избавиться от мысли, что его обманывают, предлагая за полновесные десять долларов столь минималистичное развлечение. Особенно с учетом того, что за те же деньги любой сервис цифровой дистрибуции предлагает массу куда более состоятельных игр.

Karateka — смелая игра. Или даже не совсем игра, а какой-то цифровой артхаус. На фоне современных проектов той же ценовой категории детище Мехнера выглядит примерно как черно-белый немой фильм рядом с «Аватаром». Разница ощутима, и ее нельзя игнорировать. Конечно, это не значит, что Karateka совсем уж плоха. Непонятно, для кого ее делали. Для фанатов первоисточника? Они знают, где найти игры поинтереснее. Ну а казуальная публика не оценит многочисленных отсылок к оригинальной игре тридцатилетней давности.

Для рецензии тестировалась версия Karateka для Xbox 360.

***

Скачать Karateka можно в Xbox LIVE и PSN.

Смотрите также
Форточки для геймеров
Фичер
Форточки для геймеров
Лучшие игры октября
Фичер
Лучшие игры октября
Call of Duty: Black Ops 2 (+видеообзор)
Рецензия
9.0 Call of Duty: Black Ops 2 (+видеообзор)
Дата выхода

Karateka (2012)

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, iPad, iPhone
6.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
D3PA
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(Xbox 360), (PC (Windows)), (PlayStation 3), (iPad, iPhone)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться