Last of Us, The

Призрачный Джо (пользователь) 9.0

История двух очень разных людей, бредущих по одной дороге на фоне заката человечества. Пособие по выживанию в условиях зомби-апокалипсиса и по совместительству претендент на игру года

Naughty Dog одни из не многих, кто действительно умеют делать кинематографичные игры. Признайте это, смиритесь и полюбите.

2013 год стал для человечества судным. Люди столкнулись с новой чумой, чьё появление сколь загадочно, столь символично. Вдохнувший споры грибов Cordyceps обречён в течении считанных часов превратиться в агрессора, жаждущего человеческой плоти. Пытаясь остановить распространение заразы, власти создают карантинные зоны и вводят военное положение. Цивилизация на грани вымирания, города пустеют и разрушаются, общество деградирует. И вот спустя 20 лет у выживших как-будто появляется шанс.

Куда идём мы с...

Джоел не хотел браться за эту работу — обстоятельства вынудили. Сопроводить девчонку в центр города, получить награду. Делов то. Надо лишь выйти за пределы карантинной зоны, где никто не даст за твою жизнь и ломаного цента. Где если не повезёт, станешь «одним из них», а если повезёт, просто получишь пулю в спину. От одних из нас. Элли никогда не была за «периметром» и полностью зависит от Джоела. Джоелу на Элли плевать. Так и начнётся полное опасностей путешествие, которое приведёт обоих совсем не к тому, к чему они шли.

Знать путь и пройти его — не одно и то же

The Last of Us выглядит фантастично. Не потому что в игре какие-то супер-пупер текстуры и новомодные шейдеры. И даже не из-за чарующих красот — сеттинг ограничивает. Но мир здесь проработан на высочайшем уровне и не заметить масштаб проделанной работы всё равно, что не заметить слона в розовом кабриолете, когда он преследует вас весь день.

The Last of Us корридорна. Но где ещё вы увидите столь широкие коридоры с таким впечатляющим простором для исследования и манёвра, что в них не стыдно и заблудиться.

Рассвет в Питсбурге

TLoU скупа на музыку, может быть излишне скупа. Но гитарные мотивы Густаво Сантаолалья настроение передают верно. Вступительная тема со стартового экрана почти мгновенно настраивает на нужный лад, причём делает это так, что нажатие кнопки start хочется отложить минут на пятнадцать.

Что в «Ластах» совсем хорошо, так это боевая механика, грамотно сочетающая шутер и рукопашку, великолепно продуманная и прекрасно анимированная. Перестрелки с бандитами меньше всего похожи на дешёвый балаган из второсортного боевичка или методичный отстрел “мишеней” в тире а-ля Call of Duty. Тут они носят выраженный позиционный характер. Патронов мало, автоматическое оружие отсутствует как класс, авторегену помахали ручкой. Попадание с близкого расстояния выводит из строя на пару секунд и заметно снижает шансы на выживание. Прицел винтовки ходит ходуном(лечится прокачкой навыков). Враги просто так не подставляются и неплохо действуют сообща. Всё это вынуждает грамотно использовать окружение, по возможности скрытно передвигаться и здраво оценивать шансы.

Промах нередко стоит жизни

Картину слегка портит читерский «слух» – возможность, нажав одну кнопку, видеть врагов за стенами. Сия прелесть включена в опциях по умолчанию. Я немедленно счёл себя оскорблённым и вырубил её на фиг. Каково же было моё удивление, когда этот «фишук» периодически напоминал о себе в моменты явной, но ещё не замеченной опасности.

На фоне столь серьёзного подхода к делу эта сугубо казуальная фишка смотрится как «шпанская мушка» на лице сурового челябинского мужика

Помимо огнестрела на помощь Джоелу приходят палки, самодельные ножи и другие подручные средства. Всё быстро ломается в угоду реализму, а значит должно быть использовано максимально эффективно. Когда противников много или они особо опасны, выручает стелс. Он отлично вписывается, ситуаций для него предостаточно, но кто рассчитывает побыть пацифистом — забудьте. Игра насильно подталкивает нарушать шестую заповедь, даже там где это кажется лишним. Если боя с заражёнными частенько можно избежать, с людьми так или иначе придётся разбираться, чтобы пройти дальше. Тут я втыкаю Naughty Dog вторую шпильку. Тотальное человекоубийство это скорее операция по зачистке, нежели собственному спасению. А ведь игра как раз про спасение и всячески апеллирует к реализму. Кстати, о реализме. Игровой процесс не прерывается на паузу в меню инвентаря. Хотите сменить оружие, или создать предмет, прочитать собранные записи — Джоел полезет в рюкзак. Лечение также отнимает время.

Умереть с огоньком

При этом The Last of Us неизобретательна в геймплее в целом. Стычки с врагами отличаются друг от друга как пурпурный от розового, а розовый от лилового. Поначалу и такое отличие хорошо заметно, однако со временем глаза привыкают и “оттенки” сливаются в один цвет. Враги поведением походят на клонов — простительно заражённым, но в случае с людьми кажется легкомысленной небрежностью. Когда игра всеми силами облачается в серьёзную форму, в противовес разухабистому стремительному балагану Анчартеда, бандиты могли бы отличаться и посерьёзнее, чем цветом рубашки да оружием в руках.

На помощь приходит грамотный дизайн уровней и вкупе с упомянутой боевой системой вносит в сражения широкий простор для импровизации. Редкие оригинальные экшн-моменты совсем неоригинальны и заставляют вспоминать ворох игр, где они же реализованы лучше. Тем не менее, драться и выживать в TLoU интересно, заново проходить заваленную сцену не утомляет и в пятый раз.

В такой ситуации лучше сразу застрелиться

Но когда заканчивается экшен, начинается путь, где всё чуток прозаичнее. Мы куда-то идём, бежим, изредка двигаем что-то, чтобы куда-то влезть или попросту ищем выход. Миниигры “запусти генератор” и “покатай Элли на плотике” повторяются с завидной регулярностью, словно высшее достижение мысли геймдизайнера, коим нужно гордиться. Покуда фантазия разработчиков дремлет, игроку остаётся эксплоринг. Рассматривать окрестности и интерьеры, находить записки, слушать трёп 14-летней оторвы и погружаться в атмосферу безнадёги, пытаясь отыскать точки соприкосновения с этим миром и его героями как минимум не скучно.

Внимание к мелочам хорошо работает на такое погружение и не подталкивает бежать вперёд сломя голову. Не подталкивает, но и не препятствует. Здесь опасность предупреждает о себе заранее и ситуации, когда спешка и невнимательность стоят дорого, преступно редки. Здесь жизнь почти ничего не стоит, потому что чекпойнты расставлены в лучших традициях Uncharted 3, а смерть героя порою менее досадна, чем зря потраченные боеприпасы. Но даже так хоррора с сурвайвлом тут побольше, чем в последних «резидентах».

Вырваться из объятий «щелкуна» всё-равно что заново родиться.

Монстры и люди

Игра, не гнушаясь, заимствует штампы голливудских зомби-триллеров, но идёт своей дорогой. Здешний мир на редкость недружелюбен к людям. Тут нет типовых героев, волей случая оказавшихся в одном городе с «ходячими» и ищущих способы вернуться к прежней жизни, попутно отстаивая ценности демократии и наказывая очередную «корпорацию зла». Они просто спасают свои задницы как могут, не гнушаясь ни каких средств. Потому что прежней жизни уже нет и вряд ли будет. Потому что никакие моральные ценности и высокие материи не спасут от голодной смерти или безжалостных «щелкунов». Потому что выживает не благородный, честный или Брэд Питт. Выживает сильнейший. А в мире страха, разрухи и почти полной анархии, сильнейший = безжалостный головорез.

С волками жить — по волчьи выть

Naughty Dog ловко ставят подножку всему жанру, эксплуатирующему тему зомби в частности и конца света вообще, ибо затрагивают тему, которую игры в упор не видят, а подобные фильмы обходят стороной, чураясь её серьёзности. Тему человеческой природы, которая будучи очищена от норм морали, догматов и общественных институтов, предстаёт в самом неприглядном облике. Животные инстинкты, умноженные на страх, превращают в монстров не хуже грибка-паразита.

Да и не нужен никакой грибок, чтобы уничтожить род человеческий. Мы и сами прекрасно справимся.

Увы, весь предыдущий опыт в повествовании историй сыграл с «Догами» злую шутку. В Анчартедах каждая сцена похожа на маленький скетч и в этом самодостаточна. Когда игра стремительно несётся, увлекая за собой в водоворот событий, легко забыть зачем, куда и почему. Всё внимание концентрируется на происходящем здесь и сейчас, а не охватывает историю в целом. С «Ластами» иначе. Разухабистое приключение, гладко сшитое из ярких лоскутков, уступило место дороге. Дороге в прямом и переносном смысле. Путь, который пройдут герои намного важнее отдельно взятой сцены, как бы ни была она хороша. После 30 часов проведённых с героями я смотрел на Джоела и Элли так же, как при первой встрече. Я не увидел путь.

В историях, где нет ежеминутных плот-твистов, кучи второстепенных героев и побочных линий, особую роль играют характеры, полутона, неоднозначность. Харкатеры сильные, но заперты в тесном пространстве типажа, а всё остальное пало жертвой титанических усилий, брошенных на отрисовку бэкграунда и анимацию. Я узрел потрясные ролики с феноменальной претензией на киношный реализм. Но я не увидел путь. «Доги» хорошо разбежались, широко замахнулись, сильно ударили и… попали в штангу. Правда, ворота после этого удара улетели на соседний стадион. Судья в растерянности, однако.

Кудесники из Naughty Dog в очередной раз сотворили «блокбастер с душою». Завистники в очередной раз обзовали его кинцом, теперь уже за 2600. О нём написали кучу статей, и вы минимум одну из них прочитали. Возможно ту, автор которой восхищён проделанной работой больше, чем собственно игрой. The Last Of Us можно простить многое уже за «разрыв шаблона», но кое-что простить ей будет очень сложно. Игры про зомби получили индульгенцию. Скоро их станет ещё больше.

Смотрите также
Одни из нас (The Last of Us)
Рецензия
10 Одни из нас (The Last of Us)
Last of Us, The
Рецензия
10 Last of Us, The
Last of Us, The
Рецензия
9.5 Last of Us, The
Дата выхода

Last of Us, The

PlayStation 3
Альтернативное название: Одни из нас
10
Оценка редакции
9.8
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Sony Computer Entertainment
Локализатор
1C-СофтКлаб
Режимы игры
одиночный режим, игра в интернете
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(PlayStation 3)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться