Last of Us, The

Геральт из Ривии (пользователь) 10

Самый убедительный постапокалипсис от мира видеоигр. За авторством Naughty Dog. Must see

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации. (И. Гёте)

Любая индустрия, носящая развлекательный характер, начинает одинаково: первопроходцы, вооружившись километровой слегой, вынуждены преодолевать болото общественных ожиданий и восприятия. Индустрия видеоигр не является исключением. Ещё с самого их зарождения существует расхожее (иногда даже чересчур) мнение, что созданы они только для детей, что это лишь развлекаловка для убиения времени, не несущая в себе абсолютно никаких других функций. Здесь уместно будет привести цитату из фильма «Мгла» Фрэнка Дарабонта: «Только те слепы, кто не желает видеть». Ведь есть Planescape, есть Deus Ex, есть MGS, есть Bioshock. За всё время существования индустрии уже набралась целая гора проектов, являющихся не только развлечением, а порой даже вообще не имеющих с ним ничего общего. И на вершине этого Олимпа в данный момент находится только одна игра – The Last of Us.

Лошади здесь — действительно лошади, в отличие от «аркадных кобыл» Uncharted 3

Как грибы после дождя

Идея игры родилась буквально из фрагмента документального фильма BBC «Планета Земля». В одном из эпизодов был показан муравей, заражённый кордицепсом – грибком, который паразитирует на определённых видах насекомых, при этом некоторые представители рода характеризуются влиянием на поведение своего «хозяина». У разработчиков закономерно возникло гипотетическое предположение: «А что, если бы на месте муравья оказался человек? Что было бы, если бы это приняло масштабы пандемии?» Начало было положено.

Большое влияние на разработку оказал целый ряд фильмов, среди которых «Дорога», «28 дней спустя», «Ходячие мертвецы», «Я — легенда», «Дитя человеческое». По словам же ведущего разработчика The Last of Us Брюса Стрэйли, главными источниками вдохновения являются «Старикам тут не место» Кормака Маккарти и «Город воров» Дэвида Бениоффа. Целью создателей было изобразить жизнь такой, какой она является в действительности: не прощающей ошибок, требовательной, жёсткой до предела. И им это удалось.

Палки и камни

Сюжет в The Last of Us прост. Прошло уже 20 лет с начала эпидемии. Люди обитают в специальных карантинных зонах, окружённых защитным периметром. Главный герой, контрабандист Джоэл, проживающий вместе со своей партнёршей Тесс в КЗ «Бостон», вынужден заключить сделку с террористической организацией «Цикады», которая единолично отвечает за противодействие военным и партизанскую деятельность. Суть сделки – сопроводить в определённое место девочку Элли, представляющую крайне огромное значение.

И начинается путешествие.

При первом знакомстве с игрой замечаешь, насколько глубокая пропасть пролегла между Uncharted и The Last of Us. Джоэл – это не Натан Дрейк, способный преодолеть обрыв любого размера и с лёгкостью разобраться с целой толпой противников. Здоровье здесь не восстанавливается, а стрелять приходится наверняка, экономя патроны. Система крафта имеет несколько взаимоисключающих направлений: к примеру, аптечка и коктейль Молотова создаются из одних и тех же ингредиентов, и нужно решать – либо сделать хорошо себе, либо плохо – другим.

Автор надписи на заднем плане и не подозревал, насколько он оказался прав

Облегчить жизнь призван «режим слуха», с помощью которого можно определить местоположение противников, издающих звуки. Это действительно очень помогает, позволяя провести первичную рекогносцировку, узнать количество врагов и маршруты их передвижения и наметить начальный план действий. Начальный, потому что к каждому противнику нужно искать отдельный подход, и зачастую импровизировать приходится прямо на ходу. В итоге, спустя какое-то время ты натурально чувствуешь себя охотником, выслеживающим добычу.

И достигается всё это только и только за счёт AI. И в Uncharted 3 он был очень даже неплох, а здесь приблизился к отображению реального поведения человека в экстремальной ситуации. Противники ведут себя настолько динамично и живо, что становится даже жутко: они заходят с тыла, прочёсывают местность, предупреждают товарищей об угрозе; убегают, получив достойный отпор; впадают в ступор при виде взятого в заложники напарника; прячутся и затихают, не издавая ни звука; пускают в ход коктейли Молотова с целью выкурить Джоэла из укрытия.

Элли же всеми силами помогает Джоэлу справляться с трудностями: отвлекает внимание, предупреждает о внезапных появлениях врага, использует оружие и вообще держится молодцом.

В итоге, учитывая всё вышесказанное, абсолютно каждая стычка с враждебными силами, будь то мутанты или мародёры, превращается в шахматную партию с множеством вариантов развития событий. Это крайне сложно передать на словах, нужно почувствовать, попробовать своими руками, чтобы понять.

На самом деле, такая тактика — пистолет против троих кликеров — заведомо самоубийственна

Дорога длиною в жизнь

По мере того, как Джоэл с Элли продолжают путешествие, ты словно срастаешься с ними. После выхода Bioshock Infinite все хвалили Элизабет как напарника, так вот Элли даст ей сто очков вперёд. Она комментирует различные действия Джоэла, обсуждает с ним какие-то необязательные темы, рассказывает анекдоты, читает комиксы и просто радует глаз. И это создаёт беспрецедентный эффект. Всё дело в разном мировосприятии, разном взгляде на суровую действительность. Джоэл – человек, познавший жизнь «до» и жизнь «после». Он забыл, что такое «удивляться» уже тогда, 20 лет назад. Он смотрит на мир так, как и должно на него смотреть – с недоверием.

Элли же родилась «после», и всё, что она знает, ограничено периметром карантинной зоны. Для неё новым является практически всё, что она в итоге видит за барьером: и гигантские небоскрёбы, и деревья, и даже светлячки. Именно взаимоотношения Джоэла и Элли на стыке разных ощущений окружающего мира делают игру настолько живой.

За персонажами в The Last of Us очень интересно следить: у каждого из них свои проблемы, свои маленькие радости и стратегия выживания

И конечно же на протяжении своего похода главные герои встречают множество других персонажей, у каждого из которых свои скелеты в шкафу и тараканы в голове. Здесь The Last of Us снова генерирует абсолютно не свойственное видеоиграм чувство: ты попросту никому не доверяешь, ждёшь удара в спину даже от друзей и близких. И чувство это обоюдное. При этом всё логично: правила диктуют законы постапокалипсиса. Но вхождение и отдача такие, что всему веришь безоговорочно, буквально растворяясь в игре. Потому что это – действительно целый мир по ту сторону экрана.

- Все, что ты сейчас запомнишь, останется с тобой навсегда. Хорошенько подумай об этом.

- Но что-то иногда забывается?

- Да, ты забудешь то, что хочешь помнить, и будешь помнить то, что хотел бы забыть.

(Кормак Маккарти, «Дорога»)

The Last of Us, подобно той эпидемии, делит всё на «до» и «после». Теперь на игры будут смотреть по-иному. То, что сделали Naughty Dog, вообще сложно назвать игрой в прямом понимании этого слова. Ты словно проживаешь кусочек жизни другого человека, чувствуешь, как он, думаешь, как он. Эмоции, которые получаешь от этого, несравнимы ни с чем. В мозгу постоянно крутится главный посыл игры – ни один заразившийся человек и вполовину не так страшен, как человек отчаявшийся и загнанный в угол. А ещё – что ничто в мире не делится на белое и чёрное, есть лишь серый и его оттенки. И под конец приключения ты, как и Джоэл, перестаёшь удивляться.

Смотрите также
Одни из нас (The Last of Us)
Рецензия
10 Одни из нас (The Last of Us)
Last of Us, The
Рецензия
10 Last of Us, The
Last of Us, The
Рецензия
9.5 Last of Us, The
Дата выхода

Last of Us, The

PlayStation 3
Альтернативное название: Одни из нас
10
Оценка редакции
9.8
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Sony Computer Entertainment
Локализатор
1C-СофтКлаб
Режимы игры
одиночный режим, игра в интернете
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(PlayStation 3)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться