Limbo

Александр Ступников (пользователь) 8.5

В эпоху популярности инди-игр вспоминаем классику жанра

Игра, к неуловимой неуютности которой не получается привыкнуть — но хочется попробовать ещё. Знаковая и безусловно неидеальная, Limbo играет едва заметными оттенками удивления, тревоги и одиночества, готовя для игрока таинственную чёрно-белую сказку.

В онлайн-магазине или на коробке с игрой, вам наверняка встретится короткое описание завязки сюжета — мальчик, его пропавшая сестра, поиски в Лимбе. Правда в том, что сама игра этого не расскажет, и эту пару лаконичных предложений можно воспринимать как видение разработчиками своего творения. Всё, что вас ждёт — череда загадок, связанных друг с другом через атмосферу, отсылки, но не сюжет в привычном его смысле. Это даже нельзя назвать недосказанностью — объяснять что-либо игроку не начинали и не собирались: очнувшихся в пугающе тёмном лесу ждёт путешествие сквозь белёсый, густой и звенящий мошкарой воздух, а никак не тщательно продуманный и поставленный брифинг.

Если бы статья о Limbo не могла быть длиннее одного слова, этим словом должно было бы стать «неуютная». Игру ни в коей мере не волнует игрок и его судьба, как и судьбы всех её обитателей, которых не волнует никто, кроме них самих. Игра не наказывает и не поощряет, она лишь безучастно наблюдает за игроком и позволяет пройти дальше, не более — или же равнодушно воскрешает перед последней оказавшейся летальной головоломкой.

Мир игры обыкновенно пугающе пуст, но после такой встречи желание найти компанию пропадает окончательно

Входя в Лимб, игрок попадает в чужой для всех, даже для его обитателей, мир: такое место домом быть не может ни протагонисту, ни местным гигантским паукам, ни беспощадным юным аборигенам, ни любому другому существу. Язык не поворачивается называть существ из игры чудовищами: паук убивает ради еды, заботливо стягивая добычу в коконы, слизни пытаются размножиться, всасываясь в мозг незадачливых путников, и только жестокие местные дети, кажется, устраивают свои ловушки и стреляют отравленными иглами из удовольствия. Но всё равно каждый из них — пленник этого недоброго места.

Limbo (а вместе с ней и Braid и, наверное, FEZ) — одна из тех игр, советуя которые новым знакомым, принято в восторженных подробностях упоминать собственно интерактивную составляющую и геймплейные находки. Если же игрок, случись у него (вполне объяснимая) любовь к одной из этих игр, попробует объяснить для себя, что именно делает её такой особенной, путаные мысли будут крутиться вокруг чего-то, что можно было бы назвать «атмосферой». И пусть это что-то более тонкое и важное, чем очередная хорошая идея для головоломки, описать игровой процесс всё равно нужно — в нашем случае упоминания он более чем заслужил.

Геймплейно, если здесь вообще уместно применение этого формального слова, Limbo предлагает решать головоломки, используя возможности, данные обыкновенному двумерному мальчику — бегать, невысоко прыгать и хвататься за разнообразные края крыш, капканы, ящики, болтающиеся верёвки и многое другое, с помощью чего предстоит пройти чуть-чуть дальше к непонятной цели. В какой стороне находится это самое «дальше» и что вообще делать, ясно не всегда, но странным образом такие ситуации особенно интересны — в них острее ощущается собственная беспомощность.

Поначалу игра словно подбрасывает игроку самые интересные из своих загадок, оставляя под конец, да и на середину, типичные для жанра, занимающие на некоторое время, но уже так не удивляющие. Поначалу решение каждой второй задачи будто вырывается за пределы игровой механики. Местный наверняка странный Великий Часовщик после очередной загадки и очередного запоздалого озарения пожимал бы плечами и говорил: «А кто сказал, что так нельзя?» Это уже потом его странность превратится в безумие, интеллектуальные загадки в шаблонные головоломки, а таинственный лес в периодически затапливаемый дождями завод. Способна ли сделавшая лицо игре необычная визуальная стилистика заставить дойти до конца, решать каждому для себя: неприятия не возникает, но планку качества, уверенно заданную в начале, игра удержать не в состоянии.

Дымящий и стреляющий завод — по ходу игры в нём придётся проводить всё больше времени

Откровенно говоря, дело не только в качестве загадок — во второй половине игры начинает развеиваться чуть жутковатая атмосфера тайны. Скрип деревьев уступает место скрежету шестерней, пауков сменяют пулемёты, а вместо ям с шипами герой отчаянно перепрыгивает через бьющие током конвейерные ленты. Приходит то, что поначалу было немыслимо: азарт. Осторожно ступая по застывшему тёмному лесу, боишься лишний раз хрустнуть веткой и мечтаешь наконец незаметно прошмыгнуть мимо незримых, но определённо существующих и настороженно взирающих на героя существ. Сквозь грохочущий же завод с бесконечными ящиками и рычагами хочется проламываться, нагло, победоносно, демонстрируя игре свои умение и таланты. Эта потеря очаровательной загадочности — главный минус второй половины игры.

Забыв про амбициозное начало, Limbo можно с удовольствием допройти как добротную и, несмотря ни на что, атмосферную головоломку. Игру есть за что хвалить, и после таких заслуженных комплиментов ругать уже не хочется — хоть так же есть за что.

Выпускайся игра в виде двух отдельных частей, первой припоминали бы её скоротечность, а второй не припоминали бы вообще ничего хорошего — мол, выдохшиеся разработчики свой успех даже повторить не смогли. Сейчас же, пройдя игру целиком и искренне посетовав на не такие уж и важные минусы, сваливаешь их в ящик с придирками и мысленно планируешь когда-нибудь ещё раз заглянуть в неприветливо чёрный Лимб.

Смотрите также
Limbo
Рецензия
8.5 Limbo
Limbo
Рецензия
9.0 Limbo
Limbo
Рецензия
9.5 Limbo
Дата выхода

Limbo

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, MAC, PS Vita, iOS, Android
8.5
Оценка редакции
9.0
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Playdead
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
цифровая доставка, розничная продажа
Дата выхода
(Xbox 360), (PlayStation 3), (PC (Windows)), (MAC), (PS Vita), (iOS), (Android)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться