Где поиграть
Mass Effect 2

Mass Effect 2

Глеб Ермаков (пользователь) 8.5

Несмотря на легкое провисание сюжета и неприятные шероховатости в игровой механике, Mass Effect 2 по-прежнему удерживает статус самой значимой Sci-Fi RPG современности. Ведь другой такой попросту нет.

Mass Effect, вышедшая на излете 2007 года, заставила кардинальным образом пересмотреть наши представления о том, что такое ролевая игра XXI века.

То, что виделось смелым жанровым экспериментом от авторов незабвенных Baldur's Gate

и Star

Wars : Knights

of

The

Old

Republic , в результате вылилось в одно из самых значимых RPG -высказываний последних лет, а саму игру профильная пресса почетно нарекла «космической оперой».

Тогда, два года назад, вопреки общепринятым нормам и традициям, BioWare

серьезно редуцировали ролевую составляющую, выдвинув на передний план сюжет и персонажей. Целесообразность этого решения становилась очевидна буквально с первых кадров. Отказавшись от большинства жанровых условностей (простецкая ролевая система, отсутствие необходимости часами ковыряться в экранах статистики, до неприличия много экшена), разработчики акцентировали внимание на более тонких материях –

режиссуре, сеттинге и мотивациях главных героев. Вдобавок ко всему, канадцы явили миру принципиально новую систему ведения переговоров с ее витиеватой структурой выбора вариантов ответа. Про диалоги Mass Effect

вообще можно говорить долго и с упоением: на удалении даже самую заурядную словесную перепалку здесь запросто можно

было принять за виртуозно поставленный CGI -фильм.

Но, не смотря на все жанровые свершения, Mass Effect

все-таки не стала лучшей RPG на свете – ей трагически не хватало огранки. Эта игра с равным успехом вызывала две диаметрально-противоположные эмоции: нечеловеческий восторг и вселенскую скуку. Упоение высокохудожественными диалогами и цепко срежиссированными кат-сценами здесь бесцеремонно прерывалось довольно будничными перестрелками и затяжными скитаниями на вездеходе по удручающе безликим мирам. Надо ли говорить, что работа над ошибками, в данном случае, стала для BioWare делом чести. Именно поэтому, впервые за десять лет со времен Baldur's Gate 2, сиквел к своему главному жанровому достижению канадцы благоразумно решили сделать сами.

Страх и ненависть в открытом космосе

Итак, Mass

Effect 2 разворачивается спустя два года с момента окончания первой части. События сходу принимают крутой оборот. Во время полета на очередную миссию космический корабль Шепарда –

«Нормандия» –

попадает в засаду. В результате погибает большая часть экипажа и… сам главный герой.

Тут важно понимать, что смерть протагониста – не более чем эпатажный ход со стороны сценаристов (как выяснится позже –

не самый удачный), призванный наделить их повышенными творческими полномочиями в условиях уже знакомой вселенной. Поэтому не иначе как через пять минут эфирного времени на сцену выходит ушлая корпорация «Цербер» и, вложив нешуточные деньги в проект под кодовым названием «Лазарь», успешно возвращает Шепарда к жизни

За прошедшие два года мир сильно изменился и отнюдь не в лучшую сторону. По неизвестным причинам пропадают люди, исчезают целые колонии. Галактический Совет захлебывается в

бюрократии, его узколобые политики проблему упорно игнорируют: ведь исчезают только отдаленные колонии и только в случайной последовательности, а стало быть, это дело рук пиратов и работорговцев. Помощи ждать неоткуда.

По ходу расследования выясняется, что за чередой таинственных похищений стоят Собиратели, новые старые союзники Жнецов (если кто не знает, это раса разумных звездолетов тараканьей наружности, которая раз в пятьдесят тысяч лет выходят из «режима ожидания», чтобы провести зачистку галактики от разумной жизни). Шепард понимает, что выбор у него невелик: единственный способ спасти человечество от поголовного геноцида – заключить альянс с нечистой на руку корпорацией.

Прибыв в засекреченную штаб-квартиру «Цербер», он знакомится с главой организации –

Призраком ( Illusive

Man ), с которым теперь и будет координировать все свои дальнейшие действия.

Получив в распоряжение новое космическое судно и практически неограниченную финансовую свободу, Шепард тут же приступает к формированию карательного отряда, куда принимаются лишь самые отъявленные отморозки со всей звездной системы. Но даже при таком раскладе шансы пережить «суицидальную миссию» минимальны, ведь вражье гнездо находится в окрестностях галактического ядра – месте, которое буквально кишит черными дырами.

Главная сюжетная линия, как и раньше, намалевана лишь в общих чертах. Есть командор Шепард, который по-прежнему является единственным человеком в галактике, носящим звание «спектр». С другой стороны – за время его отсутствия немало воды утекло: многие заслуги были благополучно забыты, а старые сослуживцы неодобрительно косятся, едва заслышав о новых знакомствах капитана. Есть надвигающаяся угроза в лице Жнецов, которая вот-вот обернется печальным концом для всего живого. А где-то посередине конфликта стоит могущественная корпорация с до конца не ясными целями и мотивами.

Свобода выбора?

Общая структура сюжета, равно как и механика самого повествования, претерпели в сиквеле ряд существенных изменений.

Во-первых, новый, не совсем привычный, сценарный подход. Большая часть игрового времени отводится на формирование новой команды. Всего призыву на военную службу подлежит десять человек.

Личности они все как один меркантильные и согласятся помочь только в том случае, если вы окажите им ответную услугу – выполните квест. Нетрудно подсчитать, что всего таких квестов предстоит выполнить немного-немало десять(!) штук плюс еще столько же необязательных заданий, по одному на каждого, чтобы добиться их расположения (лояльность влияет на выживаемость ваших компаньонов в финале). И вот тут-то начинаются проблемы. Дело в том, что пока мы проводим подбор кадров, основная сценарная линия фактически простаивает все это время, а новые сюжетные подробности мы узнаем с периодичностью раз в пять часов и строго дозировано. Желание разработчиков организовать повествование именно таким образом в принципе понятно: они норовят угодить как ветеранам, так и новичкам, которым едва ли захочется вникать в бурное прошлое Шепарда. Но и недостатки у такого подхода вполне очевидны: пагубное влияние на атмосферу и довольно слабая связь с оригиналом, к которому Mass

Effect 2 предпочитает обращаться на уровне отсылок и полунамеков, мелькающих в словесных перепалках героев; а незаконченные сюжетные линии и судьбы некоторых важных персонажей так и остаются в подвешенном состоянии до самого конца.

В какой-то степени это досадное упущение компенсируется персонажами: самобытные, неординарные, страстные – они всегда были главным козырем Mass Effect, но в этот раз канадцы превзошли даже самих себя. Тут вам и татуированная с ног до головы барышня, страдающая немотивированными всплесками агрессии; выращенный «в пробирке» кроган, испытывающий проблемы с самоидентификацией; наемный убийца, медленно умирающий от неизлечимой болезни и мечтающий перед смертью еще раз увидится с сыном. И другие, ничуть не менее колоритные личности.

Другой любопытный нюанс – причинно-следственная связь с первой частью. Импортировав сохранения из оригинала, вы сможете продолжить историю за старого героя. В этом случае, создается ощущение мира «без швов»: практически все деяния (хорошие и не очень), совершенные в «прошлой жизни», здесь рано или поздно аукнуться, правда, на ход событий игры никак не повлияют.

Допустим, если во время инцидента на Вирмайре вы сохранили Рэксу жизнь, то в сиквеле он предстанет уже в роли вождя своего народа, а не вашего компаньона.

Наконец, еще одна немаловажная реформа коснулась сайд-квестов: они избавились от шаблонности и стали заметно ярче и выразительнее. Исследование планет, которые были сделаны по известной формуле « copy - paste », к всеобщему ликованию, упразднили.

Теперь чтобы получить задание, нужно просканировать поверхность планеты на предмет аномалии, и только уже потом десантироваться в горячую точку. По завершении миссии игра любезно вернет вас обратно на корабль.

Fight

for

the

lost

В Mass

Effect 2 акценты еще больше сместились в сторону экшена. Ролевую систему по сравнению с первой частью

упростили до предела, оставив лишь самые необходимые навыки. Зато теперь различия между классами персонажей стали гораздо отчетливей. В расход отправили и инвентарь. Эту извечную условность, без которой, казалось бы, в RPG совсем никак,

BioWare обошли чертовски изящным способом:

отныне все манипуляции с экипировкой (апгрейд оружия, настройка бронекостюма) проводятся на борту «Нормандии», в исследовательской лаборатории. Как это повлияло на геймплей? Скажем, теперь можно полностью сосредоточиться на приключении, не отвлекаясь на такую ерунду как «подбор/сортировка» шмоток и прочего барахла.

На самом деле экшена в игре хватало и раньше, вот только представлен он был – уж чего греха таить – в кастрированном виде, и являлся, по сути, ничем иным как унылым приложением к сюжету. BioWare – признанные корифеи по части RPG , а вот в шутерах, как выяснилось, они – полные неумехи. Здешние перестрелки были несбалансированными и быстро выдыхались (пользоваться укрытиями приходилось лишь на первых порах и только на высшем уровне сложности),

им не хватало выдумки и тактической глубины.

В Mass

Effect 2 ситуация поменялась самым чудесным образом. Здесь каждый бой – крайне эффектное,

яростное, но вместе с тем – вдумчивое и

осмысленное событие. Удивительно, но при этом авторы не привнесли в базовую механику практически ничего нового: они просто довели до ума боевую систему да

баланс немного поправили. И этого оказалось вполне достаточно, чтобы заставить нас изрядно попотеть.

Игра постоянно провоцирует быть изобретательным, не давая ни на секунду расслабиться: патроны приходиться буквально пересчитывать (да-да, больше никакого узаконенного жульничества – теперь все стволы требуют перезарядки), врагов много, большинство укрытий теперь разваливается на части. Приходится постоянно импровизировать: менять позицию, отступать и снова пускаться в бой, вдумчиво подбирать укрытие, да и вообще –

планировать буквально каждое свое действие. Благо, простора для тактики теперь хватает: уровни перестали представлять собой стерильные коридорные конструкции,

на большинстве локаций теперь найдется множество развилок

и альтернативных маршрутов, которые при правильном использовании могут здорово облегчить жизнь. Играть при этом следует на повышенном уровне сложности – так легче поймать ритм и в полной мере оценить глубину здешней боевой системы.

Дабы не сбивать игровой темп, все приказы подчиненным отныне раздаются в реальном времени посредством горячих клавиш. То же самое касается и наиболее часто используемых биотических способностей главного героя.

В особо щекотливых ситуациях, разумеется, никто не запрещает по старинке перейти в режим тактической паузы, чтобы с повышенной точностью раздать приказы, собраться с мыслями и прокрутить в голове всевозможные варианты развития событий.

К сожалению, несмотря на все положительные сдвиги, авторам еще есть куда стремиться. Мелких претензий игре можно предъявить вагон и маленькую тележку. Управление хоть и стало намного отзывчивее и расторопнее – все равно далеко от идеала. К примеру, разработчики не предусмотрели возможности быстрой смены укрытий: чтобы занять более выгодную стратегическую позицию, приходится каждый раз подставляться под вражеский огонь. Не стесняясь прикидываться породистым шутером, Mass

Effect 2 основную часть времени развлекает нас рафинированными перестрелками без примесей, а хочется все-таки видеть больше каких-то нестандартных ситуаций.

С побочными заданиями – то же самое: их мало, а по качеству исполнения они кажутся чужеродными на всеобщем фоне.

Ну и, наконец, самый обидный момент – игре катастрофически не хватает преемственности. Изо всех сил пытаясь угодить всем и сразу, BioWare с заметной осторожностью обращаются к событиям первой части – в результате сиквел производит впечатление обособленного, в чем-то даже неканонического произведения. Поймите правильно: невзирая на все вышеозначенные минусы, Mass Effect 2 ни в коем случае не плохая игра. Более того – это по-прежнему самая масштабная, глянцевая и мастерски поставленная RPG в Солнечной системе, просто хотелось-то намного, намного большего. Но, в любом случае, последнее слово остается за третьей, заключительной игрой в серии, которая и укажет Mass Effect ее истинное место в системе жанровых ценностей. В случае рецидива, понятное дело, никакой «космической оперы» не состоится.

Смотрите также
Mass Effect 2
Рецензия
9.0 Mass Effect 2
Mass Effect 2
Рецензия
9.0 Mass Effect 2
Mass Effect 2
Рецензия
9.5 Mass Effect 2
Дата выхода

Mass Effect 2

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360
9.0
Оценка редакции
9.0
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Electronic Arts
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
дисковый ритейл, платная цифровая доставка
Дата выхода
(PlayStation 3)
(PC (Windows), Xbox 360), (PlayStation 3)
Системные требования
Минимальные
CPU 2x1,8GHz, RAM 1GB, VRAM 256MB
Рекомендуемые
CPU 3x2,6GHz, RAM 2GB, VRAM 512MB
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться