Где поиграть
Max Payne 3

Max Payne 3

Виктор Егоров (пользователь) 7.5

Культовый герой из прошлого снова на тропе войны. Неоднозначный триквел пытается отдать дань прошлому и в то же время разбивает вдребезги чуть ли не все, чем славились первые части

После анонса третьей Max Payne и скриншотов с незнакомым мужиком в гавайке на фоне солнечного города я готов был заочно простить этой игре что угодно. Сан-Паулу вместо Нью-Йорка? Почему бы и нет: всегда мечтал попасть в Бразилию, где все ходят в белых штанах. Макс побрился налысо и отрастил бороду? Да ради бога, ему даже идет. Главное – он вернулся! Настораживала разве что передача серии в руки Rockstar Games. Как бы ни уважала новая команда достижения предшественников, она все равно будет делать «свою игру», за примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить Devil May Cry или Gears of War: Judgment. Оставалось выяснить, тот все же это Макс или не тот.

Трудная мишень

Две первые части саги о полицейском-мстителе, созданные Remedy Entertainment в начале 2000-х, отпечатались в памяти намертво. То была мрачная история об утрате, возмездии и поисках себя, приправленная почти что фотореалистичной графикой и плотной атмосферой нуар-комикса в стиле «Города грехов». Но настоящим откровением стал сам геймплей: картинные полеты в замедленном времени, стрельба по-македонски из двух пистолетов и кусочки свинца, рассекающие вязкий воздух — «Матрица» пополам с Джоном Ву, иначе не скажешь. Дерзкая кинематографичность и внимание к деталям просто завораживали. Каждая выпущенная пуля проживала свою собственную жизнь – короткую, но чертовски красивую, а враги умирали совсем как настоящие, взмахивая конечностями и обрушивая падающим телом этажерки и стулья.

- Потанцуем, парни?!

Идея bullet-time и пальбы с двух рук породила волну подражаний, удачных и не очень – от нелепого Made Man до True Crime: Streets of L.A. и двух Dead to Rights. С приходом консолей нового поколения за дело взялся даже сам маэстро Ву, чье имя значилось на обложке Stranglehold. Но почему-то истинная хореография огнестрельного боя так и осталась только в Max Payne, и уж третья часть точно должна была показать всем, как надо. А ночь, снег и кожаная куртка – это, как говорится, дело десятое. Или нет?

Без лица

Я долго пытался понять, почему Max Payne 3 с первых же минут вызывает такое вязкое, постоянное раздражение. Пожалуй, причин тому сразу несколько. Первая проблема в том, что игра как будто сшита из совершенно разных проектов, не имеющих друг с другом ничего общего. Вот ночные клубы и вечеринки латиноамериканских магнатов, напоминающие «The Ballad of Gay Tony». Вот кусочки «того самого» Макса Пэйна из прошлого, со снегом и ночным городом, пришитые к сюжету белыми нитками с одной-единственной целью — объяснить нам, как экс-копа занесло в Бразилию. А вот нам выдают пистолет с глушителем и предлагают под покровом ночи а-ля Сэм Фишер пробраться в логово врага (впрочем, глушитель только для вида, дело все равно кончится обычной шумной пальбой).

Весь этот винегрет постоянно перемежается супергеройскими вставками в духе Call of Duty, где вдрызг пьяный Макс то сшибает ракеты из пистолета, вися при этом на подножке вертолета, то сражает толпу врагов одной обоймой, буквально сваливаясь им на голову в заскриптованном слоу-мо. И уж совсем издевательски выглядят сцены вроде погони на реке, когда герой из пулемета расстреливает десятки вражьих катеров. Мы здесь случайно не в «Rambo: The Videogame» играем?

Кое-кто только что ощутил на себе смысл выражения «свинцовый дождь»

Повествование напрочь лишено внутренней логики, и если первые части воспринимались как крепко сбитый фильм, то третья похожа скорее на сериал. Вокруг суетятся безликие персонажи, которые строят какие-то свои интриги – но какие именно, выяснять совершенно не хочется. Бандиты, только что мечтавшие застрелить героев, внезапно вспоминают, что им платят совсем не за это, и отпускают тех на все четыре стороны. Сумасшедший сосед выскакивает как чертик из коробочки и взрывает себя. Под ногами постоянно путается загадочный кудрявый напарник, о котором мы не знаем вообще ничего, кроме имени. Кого-то похищают, освобождают, снова похищают. Одни бразильцы убивают других, Макс убивает всех без разбора.

Пуля в голове

Бритвенно-острая комиксовая эстетика пущена под нож. Вместо этого теперь на экране то и дело аршинными буквами всплывают слова и мысли персонажей, а картинка содрогается в приступах алкогольно-наркотической ломки. От этого устают и глаза, и мозг. Зато в остальном все очень и очень красиво, локации разнообразны, окружение проработано до мелочей – иногда даже чересчур, так как большую часть трудов программистов вы даже не заметите, пробегая мимо с пистолетом наголо. Тем более что подача материала крайне своеобразная: игра тащит вас вперед, как машинку на веревочке, не давая отдышаться и понять, что к чему. Каждые две минуты она настырно вырывает из рук управление и подсовывает ролик на движке, после чего Макс обнаруживает себя в центре очередной заварушки, привычно сетует на свою нелегкую жизнь и начинает пальбу.

Хотите взять винтовку – один пистолет придется выбросить

Обреченно-философские комментарии звучат к месту и не к месту. После длинного монолога по поводу простреленной руки (с чего бы вдруг?) мы как ни в чем не бывало берем в нее пистолет. Съеденная таблетка болеутоляющего сопровождается вымученным сарказмом, а банальное открывание дверей – высказываниями вроде «за ними меня ждала очередная кровавая бойня». Фраз, которые хотелось бы растаскивать на цитаты, уже не попадается. Отечественные локализаторы тоже постарались, добавив такие перлы, как «злобный лысый жирдяй» или «баба, ботан и бухой мужик». Но, в конце концов, от человека, по которому жизнь прокатилась паровым катком, уже не стоит ожидать возвышенных речей. Так и не встретивший того, кто пустит ему пулю в голову, но готовый к этому в любой момент — одинокий американский ронин, продолжающий служить своему иллюзорному долгу, даже если всему остальному миру на это наплевать.

Круто сваренные

Он уже давно не тянет на героя боевика, но сценарист непреклонен: постаревший, насквозь проспиртованный и пропитанный «химией», Пэйн по-прежнему демонстрирует чудеса меткости вкупе с нечеловеческой реакцией. Весь геймплей строится на фирменном bullet-time, без которого не прожить и пары секунд. Бандиты застывают, пули вонзаются в тела, прошивая их навылет. Еще одна дань прошлому – эффектное убийство последнего врага на локации, когда камера следует за летящей пулей, позволяя наблюдать смерть жертвы во всех подробностях.

Если успеть застрелить того, кто застрелил вас, Макс съест болеутоляющее и вернется с того света

Уровень сложности неумолимо нарастает, противников становится все больше, они надевают бронежилеты и берут в руки коктейли Молотова (к слову, самому Максу на этот раз даже гранат не выдали). Отсидеться за укрытиями не получается – достанут везде. И вот тут, казалось бы, самое время начать изящный танец смерти, ан нет. Подножку ставит физический движок Euphoria, призванный обеспечить максимальный реализм движения тел. Вы планируете красиво перелететь через стол, чтобы в прыжке сразить сразу двоих… а вместо этого врезаетесь в него плечом, грузно шлепаетесь на пол (эффект замедления времени сразу исчезает) и получаете пулю в голову. Вставать бесполезно: пока герой, кряхтя и стоная, тяжело поднимается на ноги, его десять раз успеют нафаршировать свинцом, а целиться из положения лежа – та еще задачка, ибо «реалистичные» конечности упрямо не желают поворачиваться в нужном направлении. Бегает Макс медленно, к укрытиям прижимается неохотно, и маневрировать под огнем сродни самоубийству.

Каждую локацию проходишь методом проб и ошибок, а расположение противников приходится заучивать наизусть, прямо как в Dark Souls. Прыгнул не туда – мертв. Выстрелил не в того – мертв. Пять уровней сложности способны заставить поседеть даже ветерана шутеров, а со свободным прицелом игра быстро превращается в сущий ад.

В мультиплеере любой бандит из фавел чувствует себя великим Пэйном

Есть, конечно, целых два режима автоприцела, но с ними совсем неинтересно, да и гордость не позволяет дать слабину – только олдскул, только хардкор. И этот хардкор был бы куда честнее, если бы не приходилось на каждом шагу бороться с неповоротливой тушей героя. Механика GTA хороша для открытого мира, но для быстрого линейного шутера она ни к черту не годится. Ради сравнения я попробовал сразу после Max Payne 3 запустить Army of TWO: The 40th Day… Ощущение – как после ботинок на два размера меньше надеть удобные и разношенные по ноге.

Max Payne 3 — дорогая, красивая и проработанная игра, но гордое название обязывает к чему-то большему. А этого «большего» здесь как раз нет – ни стиля, ни собственной эстетики, ни запоминающегося сюжета. Вдобавок корявая механика «GTA 4.5» не дает насладиться собственно шутерной частью. Будь это просто боевик «в стиле Макса Пэйна», вопросы отпали бы сами собой, но когда вспоминаешь, как все было раньше, в голове крутится печальный вывод: наверное, Максу все же не стоило возвращаться.

Смотрите также
Max Payne 3 (+видеообзор)
Рецензия
8.5 Max Payne 3 (+видеообзор)
Max Payne 3
Рецензия
4.5 Max Payne 3
Max Payne 3
Рецензия
10 Max Payne 3
Дата выхода

Max Payne 3

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360
8.5
Оценка редакции
8.4
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Rockstar Games
Режимы игры
Одиночная кампания, игра в интернете
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Дата выхода
(PlayStation 3, Xbox 360), (PC (Windows))
(PlayStation 3, Xbox 360), (PC (Windows))
(PlayStation 3, Xbox 360), (PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться