Где поиграть
Medal of Honor

Medal of Honor (2010)

Кирилл Волошин (редакция) 7.5

Несмотря на все свои недостатки, перед нами вполне качественный, динамичный экшен.

Бронетранспортеры в мультиплеере редкость: под их прикрытием очень удобно врываться на территорию врага

Бронетранспортеры в мультиплеере редкость: под их прикрытием очень удобно врываться на территорию врага

В отличие от Call of Duty серия Medal of Honor в погоне за зрительскими симпатиями никогда не переходила грани разумного, сохраняя чувство меры. Здесь не было ядерных атак русских на Америку и эпатажных расстрелов мирных жителей в аэропортах. Игра всегда рассказывала о реальных боевых действиях. И не изменила этому правилу даже сейчас, когда проснулась от трехлетнего сна (последний раз мы видели Medal of Honor: Airborne в 2007-м) и попыталась бросить вызов серии Call of Duty,бессменно властвующей в жанре постановочных шутеров все последние годы.

Солдаты vs. Генералы

Новая игра посвящена современным операциям американских войск в Афганистане, а именно — противостоянию с Талибаном. Сценарий написан «по мотивам» реальных боевых действий, а консультировали авторов бойцы спецподразделения Tier1, в том числе и те, кто воевал с талибами.

Сюжет вроде бы предельно прост: он обыгрывает привычную тему противостояния, с одной стороны, смелых солдат, которые видят войну своими глазами и готовы прийти на помощь товарищам несмотря ни на что, а с другой — кабинетных генералов, которые пьют кофе и отдают поспешные приказы, по глупости обрекая солдат на смерть. Но именно оттого, что подобные ситуации нередко происходят в реальных боевых действиях (тому есть масса примеров и в Афганистане, и в Чечне), эта «обычная» история воспринимается не менее (а может и более) эмоционально, чем байки про русских в Америке.

Правда, сценаристы Danger Close Games долго запрягают и поначалу особо ничем игроков не радуют: в грязно-сером антураже Кабула и прилегающих территорий мы движемся из точки А в точку Б и планомерно уничтожаем врагов. По увлекательности, новизне и качеству дизайна все это немногим отличается от польских шутеров.

Однако постепенно сценарий, а с ним и игра расправляют плечи. Действие начинает переключаться между разными героями (мы играем за бойца Tier1, за рядового рейнджера и даже за пилота «Апача»), показывая одни и те же события глазами разных участников. Но при этом повествование не разрывается на разрозненные эпизоды, а ловко складывается в единую историю. Например, только что рейнджеры едва выжили под вражеским огнем благодаря вовремя подоспевшим «Апачам», а уже следующая сцена посвящена тому, как боевые вертолеты возвращаются на базу, по пути сталкиваясь с неожиданным сопротивлением.

Да и вообще неожиданности случаются все чаще и чаще: мы попадаем в засады, видим гибель товарищей, получаем прикладом по голове, на последнем дыхании держим оборону в маленьком доме; повиснув на плече товарища, почти теряя сознание, отстреливаемся от врагов, наблюдаем, как высадивший нас «Чинук» подбивают талибы. В какой-то момент и вовсе остаемся одни посреди холодных гор с ножом в руках и сломанной ногой. Драма и адреналин нарастают, выливаясь в эмоциональную и несколько неожиданную развязку, на которой особенно впечатлительные могут даже пустить слезу.

Все это точь-в-точь напоминает скандальные записи на Wikileaks, где американцы с «Апачей» расстреливают то ли боевиков, то ли мирных жителей

Все это точь-в-точь напоминает скандальные записи на Wikileaks, где американцы с «Апачей» расстреливают то ли боевиков, то ли мирных жителей

Ни там, ни тут

Правда, по эффектности постановки и насыщенности эта история не сравнится с виденным нами в лучших сериях Call of Duty. «Аркадных» сцен, к примеру, тут не так много: несколько раз за игру мы становимся к станковому пулемету, утрамбовываем землю ракетами с борта «Апача», вяло катаемся на квадроциклах и палим по врагам из окна джипа. Но в данном случае потеря в эффектности — естественная плата за реализм. Ведь настоящая война — отнюдь не аттракцион и не голливудское кино, особенно в Афганистане.

Реализм проявляется не только в правдоподобности сценария, но и в том, что в Medal of Honor в кои-то веки появляются намеки на тактику. В некоторых ситуациях мы можем сами решить, как выполнить текущую задачу: пойти на врага в лоб или обойти с фланга, переждать, пока патруль уйдет, противники разделятся на более мелкие группы или вступить в открытый бой.

Кроме того, бойцы ведут очень реалистичные радиопереговоры, направляют друг друга, указывают на врагов и вообще действуют грамотно и слаженно. И если поначалу на тот же радиообмен особого внимания не обращаешь, то потом выработанные годами шутерные рефлексы уже не помогают, и ты невольно начинаешь прислушиваться к коллегам, ориентироваться в бою на их указания — это здорово помогает и создает нужную «реалистичную» атмосферу. Наконец, здесь можно опробовать современные военные технологии, например, лазерные целеуказатели, снайперскую винтовку с тепловизором и мощное вооружение «Апачей».

Но при этом Medal of Honor остается глубоко постановочным, заскриптованным шутером, где тактика все-таки вторична, здоровье восстанавливается само, патроны практически никогда не заканчиваются, противники глупы, а толпы вражеского пушечного мяса будут бесконечно возрождаться до тех пор, пока вы не наступите на нужный триггер. То есть перед нами явный кризис самоопределения: заигрывая с реализмом, игра неизбежно потеряла в зрелищности и постановке, но и полноценным тактическим боевиком не стала.

Примерно то же самое случилось и с мультиплеерным режимом, за который отвечала знаменитая DICE, авторы серии Battlefield. В ситуации, когда на рынке сетевых баталий есть Call of Duty: Modern Warfare 2 и Battlefield: Bad Company 2, очень трудно придумать что-то новое и в тоже время столь же качественное.

DICE перенесли сюда многие свои наработки. Так, игроки могут развиваться в трех классах (стрелок, специалист и снайпер), получая за успехи медали, нашивки и новые уровни, которые разблокируют более продвинутое вооружение и модификации для него (глушители, усиленные боеприпасы, оптические прицелы и т.п.). Помимо специализированного оружия, можно вызывать артиллерию и авиацию, использовать бронетранспортеры и беспилотники.

В итоге получилось нечто среднее: в мультиплеере новой Medal of Honor нет масштабов Bad Company 2,нет такого же разнообразия техники и спецсредств, которые может использовать игрок, но в тоже время нет и того выверенного дизайна, который позволял устраивать захватывающие бои на более ограниченных пространствах в Modern Warfare 2. Дизайн на 8 небольших картах за редким исключением построен так, что бои во всех режимах (командный штурм, выполнение заданий, контроль территории и защита точек) сводятся к несколько хаотичному и бестолковому бою стенка на стенку. Интересных точек мало, а прямолинейных маршрутов, наоборот, много, и зачастую снайперы оказываются прямо друг напротив друга, а остальные носятся между ними и с криками «Долой кемперов!» мрут как мухи.

И все же, несмотря на все свои недостатки, перед нами вполне качественный, динамичный экшен, авторы которого сработали хоть и не идеально, но, безусловно, знают свое дело. Другой вопрос, что разработчики постановочных шутеров сегодня сами загнали себя в угол: если продолжать делать ставку на голливудский аттракцион, то неизбежно скатываешься в бред, а если, наоборот, стремиться к реализму, то играть становится скучнее. Новая Medal of Honor пока не нашла правильного ответа на вопрос, что делать в такой ситуации, но она хотя бы начала его искать. И спасибо ей за эту отвагу.

Смотрите также
Medal of Honor (2010)
Рецензия
8.0 Medal of Honor (2010)
Medal of Honor: Warfighter
Рецензия
6.5 Medal of Honor: Warfighter
Medal of Honor Warfighter
Рецензия
8.0 Medal of Honor Warfighter
Дата выхода

Medal of Honor

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360
Альтернативное название: Medal of Honor: Operation Anaconda
7.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Electronic Arts
Режимы игры
одиночный режим, обычная игра в интернете, платформенная сеть (XBOX live, Playstation Network)
Модель распространения
дисковый ритейл
Дата выхода
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PC (Windows))
(PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360)
(PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360)
Системные требования
Минимальные
CPU 2x2GHz, RAM 2GB, VRAM 256MB
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться