Metal Gear Solid

Артём Кузьмин (пользователь) 10

Монструозная игра от маленького японца, ставшая для миллионов ни много ни мало иконой

1998 год. ПК-игроки увлеченно разводили зергов, отбивались от хэдкрабов и смеялись над Мэнни Калаверой. И в это же самое время на PS One случился Metal Gear Solid – монструозная игра от маленького японца, ставшая для миллионов ни много ни мало иконой. За прошедшие 16 лет подобраться к заданной Хидео Кодзима планке никто не смог и на пушечный выстрел, а серия MGS и по сей день остается весомым аргументом в споре об искусстве и играх.

Солида Снейка, главного героя совсем уж дремучей дилогии Metal Gear, выдергивали из прозябания на Аляске на остров Shadow Moses для выполнения секретной операции. Но, вы сами прекрасно понимаете, простой миссией с заранее просчитанным результатом это быть не могло – Снейка ожидали прототипы ядерного оружия будущего, армия геном-солдат и призраки прошлого. Несмотря на кажущийся винегрет, MGS представлял собой настолько цельный конгломерат, что вытащи один из элементов – и вся конструкция если не развалится в миг, то определенно накренится как Пиззанская башня. При этом в игре уживались совершенно несовместимые вещи – вычурные, почти комиксные, персонажи с говорящими именами (Револьвер Оцелот и Отакон – первое, что приходит на ум) соседствовали с чуть ли не пугающей реалистичностью происходящего. На экране регулярно крутились архивные съемки ядерных взрывов, диалоги пестрели грозными военными аббревиатурами, а технологии, фигурировавшие в игре, либо уже существуют, либо могли бы существовать лет этак через 10.

Кодзима как никто другой чувствовал, что волнует общество больше всего. В конце 90-х на языке миллионов вертелось имя Долли, генетика и клонирование, по телевидению транслировали неуклюжие попытки России и США подружиться и избавиться от тяжелого ядерного наследия. И MGS на примере этих фобий рассказывал, что ничего хорошего в войне быть не может, попутно размышляя о наследственности и предопределенности. Если человек от рождения наделен генами солдата, должен ли он стать им? Есть ли у него выбор? Когда все развлекали игрока, Кодзима не стеснялся задавать вопросы. На часть он дал ответы устами персонажей, часть же оставлял на совесть игрока. Потому Metal Gear Solid и стоял несколько особняком ото всех остальных игр. Он нёс в себе идею, он спрашивал, побуждал думать.

Metal Gear Solid предлагал и новаторский геймплей – это, на минутку, практически основоположник стэлс-экшенов как вида, один из столпов жанра. Уже тогда, 14 лет назад, в запасе у Снейка было завидное количество трюков в рукаве, чтобы незаметно пробраться мимо бдящего охранника. Это создавала солидную вариативность при прохождении – усыпить противника транквилизатором или спрятаться в коробку из-под стиральной машины и незаметно просеменить за спиной? MGS побуждал к тотальному исследованию доступных локаций, припася в укромных уголках немало облегчающих жизнь гаджетов. Рюкзак Солида Снейка вмещал десятки устройств, и механика предрасполагала использовать их все. Надоело красться у стены? ЭМИ-граната вам в помощь — камеры слежения перестанут мозолить глаза какое-то время. Застопорились перед заполненным газом коридором – либо ищите противогаз, либо включите вентиляцию управляемой ракетой. И изучать приличных размеров комплекс действительно хотелось, регулярные забеги по уже вызубренным лабораториям не утомляли, от чего страдают многие игры «нулевых».

Говоря о механике MGS, невозможно не упомянуть схватки с боссами, эти веще нераздельны. В лучших традициях 16-битных аркад каждый их противников запоминался сразу и надолго, требовал особого подхода и всячески издевался над героем. Так, чтобы обмануть телепата и скрыть от него мысли о своих действиях, игроку предлагали воткнуть геймпад в другое гнездо. Босс-файты, как правило, проходили в несколько этапов, причем тактика изживания какого-нибудь Вулкан Рейвена во второй раз будет кардинально отличаться. По труду, вложенному в создание персонажей, Metal Gear Solid мог на равных соревноваться с «золотыми» квестами LucasArts; там, где разработчики с гордостью показывали выписанного героя, Кодзима вводил в игру чуть ли не десяток таких. Будь то главный злодей или член местной зондер-команды Foxhaund — каждый не просто харизматичен, у него есть не всегда явные, но обязательно веские причины быть втянутым в историю. Та же снайпер Вульф оказывалась воспитанницей ключевого персонажа мира MGS, а лейтмотивом борьбы со Снейком оказывался вызов ее стрелковым талантам.

Metal Gear Solid разрабатывался для PS One, и представить себе уровень графики не составит труда. Казалось бы, как можно разыграть натуральную драму, имея в наличии почти условно нарисованных персонажей? В этот момент из колоды появляется джокер некоторых старых игр – они вовсю задействуют воображение игрока. Стоило немного погрузиться в историю, и на руках героя умирала уже не кучка серых пикселей, а живая женщина, минуту назад рассказывавшая хриплым голосом о сжигавшей ее жажде мести.

Играя в Metal Gear Solid, постоянно хочется пересказывать друзьям диалоги, показывать ролики, делиться переполняющими эмоциями. Единственное огорчение после прохождения — только тот факт, что все закончилось, еще одна история отправляется на полки памяти и ощущения нового прекрасного приключения уже не испытать. Завершить же хочется цитатой-напутствием главному герою: «Люди вправе выбирать, как им жить. Главное в том, что ты выбираешь жизнь, а затем... живешь!».

Все-таки лучшая песня всей серии
Смотрите также
Metal Gear Solid
Рецензия
10 Metal Gear Solid
Дата выхода

Metal Gear Solid

PC (Windows), PlayStation
9.5
Оценка редакции
10
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатели
Konami, Microsoft Game Studios
Режимы игры
Одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(PC (Windows), PlayStation)
(PC (Windows), PlayStation)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться