Nier

Роман Епишин (редакция) 6.5

Увядающий мир щедро делится с игроком своей неизбывной печалью и оцепенением. Называть Nier экшеном можно только формально.

Странно, что «зеленые» еще не подняли шум

Странно, что «зеленые» еще не подняли шум

Поначалу Nier ошеломляет. В первые мгновения ты не видишь, а слышишь игру. Конечно, на экране что-то происходит, сменяют друг друга батальные сцены, но, обратившись в слух, их попросту не замечаешь. В этом есть нечто от книг Харуки Мураками – он большой мастер создавать особое ощущение отрешенности и нереальности.

Божественная музыка с гипнотизирующим хоровым пением заставляет закрыть глаза, раствориться в ее теплых волнах и даже на миг поверить, что нашел игру мечты. Увы, только на миг. Дальше голос за кадром обрушивает на кого-то отборную брань, а затем начинается долгая, нудная тренировка.

Как пройти в библиотеку

Год 2049-й, лето, серые руины города засыпаны снегом. Грозный воин яростно лупит обрезком трубы каких-то полупрозрачных существ. Где-то за его спиной, рядом с грудой обломков, давится кашлем маленькая девочка, его дочь. Свирепый боец — это главный герой, а умирающая малышка — смысл его жизни, и именно ради нее нам предстоит совершать подвиги все двадцать, а то и тридцать часов игры.

Это время можно было бы смело сократить вдвое, но авторы посчитали, что приключение должно быть долгим, и самым бессовестным образом постарались его затянуть. Поэтому сразу после ошеломительного старта Nier начинает раздражать. Чтобы познакомить игрока с примитивной, если не сказать убогой боевой системой, авторы держат его на одном заснеженном дворе столько времени, сколько в ином экшене уйдет на прохождение пары полноценных уровней.

Когда же обучение заканчивается и события переносятся на тысячу триста с лишним лет вперед, пользователь подвергается новой пытке — бессмысленной беготне. Чтобы получить задание, нужно пойти в Библиотеку. Оттуда путь лежит за городскую стену, на пастбище, где требуется зарезать несколько овец (твари брыкаются так, что воин отлетает на пять метров). Далее бежим к торговцу, от него обратно в Библиотеку, затем домой поговорить с дочкой, снова в Библиотеку, на пастбище, и опять в Библиотеку... Выход за город и посещение злополучной Библиотеки сопровождается загрузкой, тормозящей игру секунд на пять-семь.

В результате опостылевшую табличку «Загрузка» видишь едва ли не чаще, чем своих врагов, что никак не способствует душевному равновесию. Разработчики меж тем и не думают исправляться. Покинув родной поселок и выбравшись в большой мир, герой то и дело сталкивается с «пустыми» секциями. Подождал пять-семь секунд на входе в пещеру, пробежал ее насквозь, подождал пять-семь секунд на выходе. Потрясающее развлечение.

Битвы с некоторыми боссами ужасно утомительны. Нельзя пропустить ни одного удара, а монстр умирает крайне медленно

Битвы с некоторыми боссами ужасно утомительны. Нельзя пропустить ни одного удара, а монстр умирает крайне медленно

Через 1300 лет после конца света

Наверно, на этом бы общение с Nier и заканчивалось, но ситуацию несколько спасает то самое ощущение отрешенности, которое роднит игру с романами Мураками. Сочная зеленая трава, тучные стада, парящие в бездонном, выразительно-голубом небе птицы успокаивают и даруют терпение. Правда, эта идиллия — только видимость. На самом деле окружающий мир погибает. Сегодняшняя цивилизация давно канула в Лету, оставив после себя лишь заросшие руины уродливых зданий, об истинном предназначении которых никто не помнит. Новое общество живет сельским хозяйством и медленно вымирает.

Две напасти неумолимо сокращают численность населения. Первая — неизлечимая болезнь, поразившая и дочь героя Юну. Вторая — призрачные монстры шейды всех форм и размеров. Одни, мелкие и проворные, норовят подскочить поближе и больно пнуть. Другие, тоже замухрышки, атакуют издалека мерзкими светящимися пузырями. Третьи, вдвое выше человека, лупят воина длинными не то мечами, не то дубинами. Ну а боссы изгаляются кто во что горазд. Гигантский гибрид акулы и скорпиона топчет лапами, стреляет пузырями и плюется шейдами помельче. А неуклюжий великан испускает нечто вроде сотканных из света полукруглых лезвий. Один удар такой «бритвы» для героя смертелен.

В перерывах между битвами воин может выращивать овощи. Идиллия!

В перерывах между битвами воин может выращивать овощи. Идиллия!

Книга — лучший напарник

Воин не остается в долгу: яростно кромсает шейдов холодным оружием и разит магией. За волшебство отвечает его спутник, Белый Гримуар (Grimoire Weiss) — летающая говорящая книга. У нее еще есть антипод, Черный Гримуар (Grimoire Noir), но о сложностях их взаимоотношений расскажет игра. Когда нужно ударить магией, книга повисает рядом с героем, открывается, шуршит страницами и нещадно лупит недоброжелателей. Чем именно, выбирает игрок. В арсенале есть магическое копье, рука, пики и пресловутые пузыри, которые Гримуар выплевывает бесконечными очередями, будто пулемет «Максим».

Получив смертельную порцию тумаков, нападающий тает, и его место тут же занимает другой. Герой тем временем продолжает методично махать мечом и пулять всякой дрянью из книжки. Никаких тебе эффектных комбинаций, зрелищных приемов и танцев с копьями на голове у босса. Драки в Nier непростительно скучны и монотонны. Им будто бы передалась сомнамбулическая отрешенность окружающего мира. Но если местной диковинной реальности она придает своеобразия, то боям такое свойство строго противопоказано.

Параллели с другими экшенами от этого воспринимаются особенно болезненно. Гигантские монстры-боссы оживляют в памяти картины из God of War III. Высунувшийся из книжки огромный кулак, сплетенный из магических волокон, вызывает ассоциации с Bayonetta. Но по сравнению с яростными, стремительными, насыщенными потасовками из этих игр местные стычки и драками-то назвать нельзя.

Со временем главный герой обретает соратников и соратниц

Со временем главный герой обретает соратников и соратниц

Интерактивный мюзикл

Аскетичная графика лишь усугубляет положение. Такое бедное оформление принято характеризовать другими словами: жалкий, безобразный, уродливый. Но единый стиль, в котором выдержаны декорации, отлично переданное ощущение вселенского упадка и увядания не позволяют обрушиться на авторов с разгромной критикой. Хотя невзрачные текстуры и жуткий дефицит деталей они не оправдывают. Город здесь — нагромождение серых коробок с однотипными дверями и окнами. Спецэффекты — одинаковые плевки крови и стандартные разводы в воздухе.

Уникальность сценам разработчики придают иными средствами — музыкой и экспериментами с камерой. Потрясающая композиция, сулившая неземные удовольствия в начале игры, далеко не единственный шедевр. Если в иных экшенах от новых уровней ждешь новых приключений, врагов и декораций, то здесь надеешься в первую очередь на свежую мелодию или песню — откидываешься в кресле, закрываешь глаза и слушаешь. И бог с ними с шейдами, с ворчливой книгой и с таинственной чумой.

Эксперименты с камерой не столь удачны, хотя и оригинальны для жанра. В зданиях на героя смотришь сбоку, как на бойцов в Street Fighter IV. В некоторых эпизодах камера висит аккурат над головой воина, словно в аркадном шутере. Есть сцены, где «оператор» замирает на месте, позволяя персонажу уходить все дальше от объектива, или взмывает в воздух, обеспечивая панорамный обзор. Это не всегда удобно, хотя обычно не вредит.

Стиля в Nier, получается, больше, чем собственно игры. Драки скучны, задания — особенно побочные — неинтересны. Мини-аттракционы вроде рыбалки быстро надоедают. Зато увядающий мир щедро делится с игроком своей неизбывной печалью и оцепенением. Называть Nier экшеном можно только формально. По сути, это игра-ощущение. Авторы выбрали неудачный способ рассказать свою нетривиальную историю. Nier стоило бы родиться оперой или хотя бы мюзиклом, а не игрой.

Смотрите также
NIER
Рецензия
7.5 NIER
Дата выхода

NIER

PlayStation 3, Xbox 360
6.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатели
Новый Диск, Square Enix
Режимы игры
одиночный режим, платформенная сеть (XBOX live, Playstation Network)
Модель распространения
дисковый ритейл
Дата выхода
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360)
(PlayStation 3, Xbox 360)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться