«Операция «Багратион»

Михаил Трусов (редакция) 6.0

Игра похожа на тактический паззл, который необходимо складывать в каждой миссии: победить непросто, но понять основные схемы действия и освоиться тут сможет каждый.

Среди многочисленных стратегий в реальном времени про Вторую Мировую войну пополнение. Встречайте – «Операция «Багратион». Она переносит нас в лето сорок четвертого года в Белоруссию. Напомним, что в это время союзники проводили высадку в Нормандии, известную под названием «Оверлорд». И если десант Эйзенхауэра (именно Железный Айк руководил операцией) прошел успешно, то отчасти потому, что танковые дивизии Вермахта были брошены в Белоруссию. Операция «Багратион» стала классикой военного искусства, но осталась мало известна публике, в отличие от «Оверлорда» - реклама действует не только в торговле, но и в отношении истории. Но наконец-то студия Wargaming.net, наиболее известная по успешной пошаговой стратегии Massive Assault, вспомнила и о ней.

Унылые развалины не вызывают жалости

Машина войны

В игре представлены две кампании: за СССР и за нацистскую Германию. К сожалению, действия партизан, особенно активизировавшихся в это время, остались за кадром – а было бы очень интересно «попартизанить» в тылу у немцев. После прохождения трех миссий за Красную Армию открывается возможность поиграть за Вермахт и посмотреть альтернативный вариант развития событий. Миссии в обеих кампаниях достаточно однообразны, и многие из них сводятся к простой схеме – есть определенные контрольные точки, которые нужно захватить или удержать. Бывают и более интересные поручения, например, охрана (в немецкой кампании, соответственно, захват) железнодорожной станции до отхода важного эшелона. Такие зеркальные задания для двух противоборствующих сторон выглядят интересно – приходится искать новые способы выполнения уже знакомой боевой задачи. Тем не менее, все же хотелось бы больше разнообразия. Все события происходят в однотипных ландшафтах, здесь не хватает деталей, и при перемещении по карте нет ощущения новизны – создается впечатление, что мы застряли в одном лесу с картонными избами и танками.

После каждой миссии нам начисляются очки – ценится быстрое и с минимальными потерями решение поставленной задачи. Кроме того, желательно выполнять дополнительные задания – например, захватить крупнокалиберное орудие врага. Бонусом за качественное прохождение служат декоративные медали и возможность потратить заработанные баллы на усовершенствование тех или иных аспектов своих войск. Например, можно увеличить дальнобойность артиллерии или повреждение, наносимое танками. Такой подход бодрит и вынуждает действовать эффективно и с умом.

Некоторые ракурсы смотрятся очень эффектно

«Камень-ножницы-бумага»

Основное отличие этой стратегии от массы других подобных – необходимость управлять достаточно крупными соединениями войск. Количество техники на поле боя здесь исчисляется десятками, а от пехоты буквально рябит в глазах. Тем не менее, в основном для победы нужно держаться принципа «камень-ножницы-бумага» и использовать юнитов по единой схеме: пехота хороша против артиллерийских расчетов; артиллерия – против бронетехники; танки, соответственно, задавят любое число пехоты. А «Катюши» сметают вообще всех. Конечно, на самом деле все примерно так и было, но здесь простейшие тактические приемы как-то уж слишком навязываются игроку. Искусственный интеллект неплох, но чудеса коварства он проявить не может – «тумана войны» в игре нет, а вся карта полностью открыта для обзора. Это тоже упрощает дело: передвижение своих войск противник скрыть не может, поэтому количество неожиданных неприятностей сведено к минимуму. С другой стороны, соотношение сил в миссии нередко регулируется внезапным прибытием подкреплений к игроку или противнику. Прием вполне правдоподобный, но примитивный. Вообще, пространство за пределами карты преподносит массу сюрпризов: например, оттуда могут волшебным образом приезжать грузовики для переброски пехоты или артиллерии. Поэтому все время кажется, что имеешь дело с каким-то тренировочным симулятором для военных, своеобразной тактической головоломкой, а не стратегией в реальном времени.

«Операция «Багратион» полна и других противоречий. С одной стороны, в игровой механике существует некий абстрактный ресурс, который мы добываем посредством захвата и удержания ключевых пунктов и потом тратим на авианалеты, артобстрелы и прочие необходимые вещи. Схема достаточно интересная, жизнеспособная и в том или ином виде обкатанная на многих популярных стратегиях, например, в World in Conflict. С другой – тут есть признаки более серьезных игр: так, войсками мы управляем на уровне рот, а рядовые рассовывают патроны и гранаты по карманам за кадром.

Так выглядит экран распределения премиальных очков

Отметим и ряд серьезных условностей: например, текущее состояние «здоровья» техники выражается примитивной полоской и не просчитано до уровня отдельных узлов и механизмов. Все это, безусловно, делается для того, чтобы игрок концентрировался на более масштабных вещах, мыслил стратегически и занимался, например, передвижением крупных соединений войск. Вот только возникает ощущение, что ампутировали слишком много, а масштаб ставящихся перед нами задач если и вырос, то совсем незначительно.

На вышеописанную схему наслаиваются некоторые дополнительные элементы: система подкреплений, дальнобойная артиллерия, авиаудары и так далее. Но основным все равно остается умение расположить свои отряды так, чтобы встретить противника, максимально эффективно используя свои сильные стороны. На ход начавшегося сражения повлиять уже сложно – как и в пошаговых стратегиях, тут нужно просчитывать свои действия и принимать во внимание возможный ответ врага в каждом конкретном случае. Поэтому непосредственно во время сражения можно пользоваться режимом «кинематографической камеры», который отключает управление и показывает наиболее интересные и выгодные ракурсы происходящего на поле боя.

Итоговое отношение к «Операции «Багратион» зависит от ваших ожиданий – если вы хотели получить динамичную стратегию в реальном времени, где все меняется на ходу, то, скорее всего, останетесь разочарованными. Это больше похоже на тактический паззл, который необходимо складывать в каждой миссии. Победить порой непросто, но понять основные схемы действия и освоиться тут сможет каждый.

Дата выхода 25 декабря 2008 г.

Операция «Багратион»

PC (Windows)
Альтернативное название: Bagration
6.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
ND Games
Режимы игры
Одиночная игра
Мультиплеер
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
25 декабря 2008 (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц, 1 Gb RAM, 4 Gb на HDD, 3D-ускоритель с 256 Мб памяти
Рекомендуемые
Core 2 Duo 3 ГГц/Athlon 64 X2 4200+, 2 Gb RAM, 4 Gb на HDD, 3D-ускоритель с 512 Мб памяти
1 из картинок Открыть оригинал