Operative: No One Lives Forever, The

*добрый парень* (пользователь) 10

Один из лучших шпионских шутеров в истории игровой индустрии

В качестве небольшого предисловия: обозреваемая мной игра вышла более одиннадцати лет назад, поэтому стиль изложения в рецензии будет немного не таким как всегда. Несмотря на всю древность этого проекта, не рассказать о нем читателю я не могу, т.к. до сих пор считаю его одним из лучших шутеров в истории.

Слащаво ухмыляющийся напарник Кейт гордо сохранит свою голливудскую улыбку до самой смерти. А умереть ему предстоит целых два раза

Мартини с водкой

На рубеже 90-2000-х компания Monolith щедро одаривала игроков шутерами высочайшего качества. Каждый их новый проект, будь то юмористический боевик, разворачивающийся внутри компьютерной системы или же хоррор про Чужих и Хищника, неизменно оказывался хитом и выстреливал точно в десятку. При этом, довольно трудно было назвать какие-то конкретные элементы, которые делали игры американской студии успешными. Monolith как никто умели работать с игровой вселенной, с персонажами, с юмором. Даже просто стрелять по противникам в их шутерах всегда было интересно, плюс, в распоряжении разработчиков был шустрый графический движок, выдававший картинку прекрасного качества. The Operative: No One Lives Forever – один из лучших проектов компании. Холодной осенью 2000-го он отправился покорять персоналки, PS2 и «маки». В России, кстати, в отличие от последующих частей сериала, так официально и не вышел. Зато пираты выпустили множество версий игры с самыми восхитительными названиями вроде «Ничто не вечно» и «Двум смертям не бывать». До этого выпускавшие шутеры в самом разном сеттинге, в No One Lives Forever разработчики решили ступить на новую территорию – шпионский боевик - где гордо царствовали игры о Джеймсе Бонде. Однако, в то самое время агент 007 упорно не хотел посещать ПК, предпочитая уничтожать злодеев и соблазнять женщин исключительно на консолях (лишь в 2002 году на персоналках вышел неплохой порт 007: Nightfire).

No One Lives Forever – крепкий, яркий, интеллигентный шпионский шутер, события которого происходят в Штатах, в 60-х годах прошлого века. Он рассказывает историю молодой девушки Кейт Арчер. Бывшая воровка, она ныне работает в секретной организации UNITY (фактически аналог MI6, в которой трудится Бонд), для которой осуществляет различные мелкие диверсии и подслушивает телефонные разговоры, устало мечтая о настоящем боевом задании. Впрочем, скучать ей предстоит недолго, т.к. в агентстве начинают происходить странные вещи – кто-то убивает оперативников UNITY на заданиях, оставляя на месте преступления хризантему. Кейт и ее напарнику, который некогда и привлек ее в UNITY, предстоит вычислить злодея, т.к. они остаются единственными агентами с достаточным уровнем подготовки. Так стартует игра. Кейт предстоит сражение против целой террористической организации, цель которой – вселить страх в сердца людей и захватить власть над всем миром.

Перед каждой миссией разработчики дают возможность испытать новое снаряжение на тренировочном полигоне

Взболтать, но не смешивать

Впрочем, с игровым процессом здесь все еще интереснее. Он включает в себя шутер и стелс. Стрелять в игре легко и приятно, в распоряжении Кейт обширный арсенал оружия, некоторые образцы которого можно улучшать, накручивая оптику и глушители. Также, для перестрелок можно использовать различные виды боеприпасов. Одни поджигают противника, другие заражают его тело ядом, третьи наносят дополнительный урон, пробивая броню. Кстати, все это точно так же действует и на Кейт, поэтому будьте внимательны.

Проходить игру скрытно невероятно сложно, но интересно. Приходится прятаться от врагов за укрытиями и вслушиваться в шум их шагов – как и в реальной жизни, здесь практически невозможно высунуться и осмотреться так, чтобы вас не заметили. Кроме того, в некоторых миссиях поднятие тревоги автоматически приводит к проигрышу. Поэтому, приходится изворачиваться совершенно немыслимым образом, прятаться и бросать монетки, чтобы уводить любопытных охранников от камер наблюдения (уничтожать камеры нельзя). Со временем играть становится все сложнее, поэтому разработчики то и дело снабжают главную героиню новыми интересными гаджетами, про которые здесь можно написать целую врезку. Все шпионские устройства здесь являются едким остроумным стебом над гаджетами мистера Бонда. В распоряжении Кейт духи, аромат которых в буквально смысле сбивает врагов с ног; солнечные очки-фотокамера; осколочные гранаты в виде помады и даже испускающий ферромоны механический пудель на колесиках, предназначенный для отвлечения сторожевых собак противника. Причем, все эти удивительные устройства (а их в игре около десятка) действительно помогут вам в прохождении. Особенно – когда под рукой нет оружия с глушителем.

Вот и встретились два одиночества...

Прекрасная и опасная

Но два главных туза в рукаве игры – это миссии и юмор. Задолго до появления сериала Modern Warfare на свет, Monolith уже умели делать постановочные шутеры с массой необычных ситуаций и запоминающихся уровней. Причем, в No One Lives Forever у них окончательно снесло крышу, т.к. шпионская тематика позволила фантазии разгуляться. По ходу игры Кейт предстоит побывать под землей, под водой, в воздухе, в горах и в космосе, а также посетить несколько стран, включая Советский Союз. Миссии сменяют одна другую, разработчики не позволяют игроку несколько часов наблюдать одни и те же декорации. Даже сам геймплей постоянно подбрасывает что-нибудь новенькое. Кейт падает из самолета и пытается поймать одного из летящих внизу террористов, чтобы отобрать его парашют, попутно отстреливаясь от пролетающих мимо врагов с автоматами. В другой миссии она исследует затонувший корабль, вокруг которого лениво проплывают акулы. В третьей ищет спрятанный в хорошо охраняемом небоскребе сейф, прячась от камер и аккуратно обходя лазерные лучи. Стоит ли говорить, что в игре присутствуют мотоциклы и снегоходы, на которых можно с ветерком прокатиться? Также, No One Lives Forever периодически неожиданно ставит вам жесткие условия: например, за минуту успеть оббежать небольшой район города, чтобы оповестить всех местных жителей о взрыве бомбы, дабы они успели спрятаться в домах. Скучать в этой игре совершенно некогда.

Ну и конечно, шпионский юмор, без которого игра потеряла бы половину своего обаяния. Его концентрация на минуту геймплейного времени здесь просто зашкаливает. Диалоги, визуальный стиль, персонажи – все это здесь вызывает улыбку. В самом начале игры Кейт необходимо отстреливать снайперов, пытающихся убить важного посла в Марокко. Сам посол, будто издеваясь, ни о чем не подозревая, то и дело выходит на самые простреливаемые места, напевает песенки и ворчит, пока десяток мужчин в черных плащах ловит его седовласую голову в прицел винтовки Драгунова. Одна из противниц Кейт, и сюжетный босс в игре – шикарных пропорций оперная певица, обожающая свой голос и считающая себя талантливой. В схватке с ней стрельба бесполезна. Поэтому необходимо выключать магнитофон с записью ее концерта (!), тем самым заманивая ее в лужу воды, возле которой он работает (!!), а затем вовремя включать подачу тока на лежащий рядом с лужей оголенный провод, когда певица туда наступает (!!!). И все это – под совершенно безумную музыку и с десятком противников, атакующих вас со всех сторон. Такой встречи с боссом не было ни в одной игре. И, пожалуй, не будет никогда. Подобный юмор здесь – сплошь и рядом. Бесполезно описывать его на словах – его нужно прочувствовать самому.

Враги в игре довольно опасны, поэтому частенько приходится караулить их в засаде

Ничто не вечно под луной

Остальные составляющие игры также на высоте. Графика для своего времени была вполне привлекательной, с яркими сочными текстурами. Сегодня отсутствие лицевой анимации и намертво застывшее выражение лица у каждого из героев – скорее еще один плюс игре, добавляющий очков визуальному юмору. Со звуком также никаких проблем. Автомат Калашникова (кстати, самое мощное оружие в игре) здесь грохочет так, что приходится убавлять громкость. Музыкальное сопровождение – энергичный солнечный джаз, который в некоторых эпизодах для создания атмосферы сменяется мрачным эмбиентом.

Небольшое нарекание вызывает разве что управление. Кейт носит с собой приличное количество оружия и гаджетов, но не для всех из них предусмотрены горячие клавиши. Поэтому, чтобы выбрать какую-нибудь заколку-отмычку вместо пистолета, приходится листать весь инвентарь кнопками «предыдущий предмет» - «следующий предмет».

По большому счету, проблемы у игры только с сеттингом – несмотря на качество, далеко не все поняли и приняли ее, как это произошло, например и с System Shock. Яркий стильный интеллигентный No One Lives Forever больше всего подойдет любителям шпионских игр – посоветовать его всем и каждому, увы, не получается. Но даже несмотря на это, за весь труд, старание и фантазию разработчиков, игре и сегодня можно поставить высший балл. Особенно, учитывая, что подобные проекты в наше время, к сожалению, уже не делают.

P.S.: тем, кто захочет ознакомиться с игрой, рекомендую отыскать улучшенное издание под названием Game of the Year Edition. Помимо дополнительной сюжетной миссии, в нем исправлена ошибка с невозможностью переназначить клавиши управления в настройках игры (по умолчанию стрельба осуществлялась по клавише F).

The Operative: No One Lives Forever – яркий, солнечный шпионский шутер, и одна из лучших, но, увы, не оцененных по достоинству, игр компании Monolith. Больше и добавить нечего.

Дата выхода ноябрь 2000
9.5
Оценка редакции
10
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Fox Interactive
Режимы игры
Локальная сеть, интернет
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
ноябрь 2000 (PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться