Persona 4

Марк Кузин (редакция) 8.0

Это один из главных релизов на актуальных сегодня платформах, пусть даже в плане графики игра заранее проигрывает играм на других платформах.

Выход Persona 3 в 2006 году и дополнения к ней определили политику Atlus на годы вперед. Консоли нового поколения могут подождать, PlayStation 2 все еще остается конкурентоспособной платформой, а до игр канонического сериала Shin Megami Tensei никому нет дела: на Западе известен только один его представитель, и по популярности он проигрывает сюжетам про школьников. Анонс четвертой части Persona удивил не меньше, чем известие о платформе, для которой игра разрабатывается. Эта глава серии стала если не последней на PlayStation 2, то уж точно самой спорной.

Проследить связь между второй и третьей частями Persona смогли только самые дотошные фанаты демонического сериала, но и их точка зрения основывается на догадках и преувеличениях. Связь между третьей и четвертой частями, напротив, очевидна, можно даже сказать, используется для потехи геймеров, которым не хватило дополнения Fes. Сохранилась общая стилистика, но синие тона сменились ярко-желтыми и зелеными, место действия перенесли из мегаполиса в захолустный городок. Традиционную лунную систему заменили нововведением – предсказаниями погоды, согласно которым в туманные дни «случается что-то страшное», а в солнечные можно встречаться с друзьями и бездельничать. Все эти перемены (хотя вернее было бы сказать «перестановки») не изменили игровой процесс кардинально, но улучшили его и сделали сбалансированным.

Вычитать и умножать...

Как и в P3, главный герой приезжает в новый город, поступает в местную школу и быстро находит друзей среди одноклассников. Живет он вместе с дальним родственником, который работает детективом, и его дочерью, ученицей младших классов. Поначалу, когда перед вами не ставится вопрос, что делать дальше, игра напоминает поставленную на трехмерном графическом движке серию аниме для подростков. Затянутое вступление в полтора часа вводит в курс дела, объясняет правила боевой системы, знакомит с жизнью в городе, с персонажами. В это время происходят первые убийства, появляются первые загадки, а герои еще не знают, что следующие полтора часа им придется караулить широкоэкранный телевизор в торговом центре, чтобы попасть в загадочный мир и вместе с тамошним обитателем, медведем Кумой (в американской версии Тэдди), сражаться с Тенями.

Мир в Persona 4 живет по знакомым правилам. Дни делятся на несколько фаз, в каждую из которых герой занят определенным делом. По будням он ходит в школу и освобождается только ближе к вечеру. При этом если он записался в какой-нибудь кружок, то будет занят в определенные дни и после учебы. Вечером он может пораньше лечь спать, допоздна смотреть телевизор, немного поработать или поучиться. В выходные протагонист встречается с друзьями, ходит по магазинам, иными словами, развлекается. Деление дня на фазы позволяет контролировать календарь событий: в одну фазу можно совершить не больше одного действия (скажем, после школы пойти играть в футбол и вернутся домой поздно). При этом почти любой поступок отражается на характеристиках персонажа. Вечером почитали учебник, или ответили правильно на вопрос во время занятий, или сходили в библиотеку — заработали плюс к успеваемости, соответственно, возросла вероятность успешно сдать экзамены. Более того, многие действия недоступны без прокачанных таким образом характеристик: например, в самом начале герой не осмелится прямо спросить номер телефона Тиэ, если у него не будет развита храбрость.

Злобных духов убивать...

Помимо шумной и боевой девочки Тиэ, в игре подобраны разные типажи героев аниме. В «деревне» герой встретит другого юношу из города, вынужденного переехать сюда из-за работы родителей. Появится и настоящий поп-идол, и хулиган, и даже медведь Тэдди преобразится радикальным образом. С ними герою предстоит не только совершать вылазки в телевизионный экран, но и встречаться после уроков, гулять по выходным, вместе проводить время. Общаться с другими персонажами вне школы полезно еще и потому, что таким образом укрепляются социальные связи (Social Links), которые понадобятся на позднем этапе игры, когда прогулки за ручку с понравившейся девочкой вытеснит прокачка и эксперименты со слиянием Персон. Собственно, это еще один момент, мало изменившийся со времени выхода предыдущей части. Если раньше по вечерам приходилось бить демонов в Тартаре, то теперь это предлагается делать в Midnight Channel и днем. Предварительно раздав друзьям оружие и броню, герой залезает в телевизор (буквально) и оказывается в мире, созданном больной фантазией очередного несчастного подростка. Враги — слегка видоизменившиеся Тени. Они заметны на карте, а если подкрасться к ним со спины и ударить, то в сражении ваша команда получит преимущество в один ход. Впрочем, в боевой системе важно не это, а возможность управлять действиями героев самостоятельно. То есть, если раньше они подчинялись искусственному интеллекту и тактикам, то теперь игрок может сам назначать атаки.

Несомненно, наибольший интерес в новых выпусках Persona представляют не многочасовые сражения с монстрами ради повышения уровня и получения новых Персон (это как раз упрощается), но социальная часть: общение, изучение города и, конечно, встречи с девушками. Знакомым с предыдущей инкарнацией сериала понравится возвращение в Иватодаи, новичкам же наверняка будет интересно узнать, к чему приведет развитие Social Links до максимума. Вместе с тем сюжет Persona 4 может показаться неожиданно взрослым, а проблемы, которые поднимают персонажи в диалогах, не имеют ничего общего с надуманными «анимешными» трудностями героев Persona 3. Наконец, игра стала просто красивее: камера демонстрирует крупный план гораздо чаще, почти каждое действие героев анимировано и не заменяется универсальным жестом «помахал в воздухе рукой, и все сразу стало понятно», погодные эффекты выглядят куда более убедительно, и на локациях удается заметить множество мельчайших деталей.

Хотя в плане графики Persona 4 заранее проигрывает всем современным представителям жанра, она остается одним из главных релизов на актуальных сегодня платформах. Преемственность следует расценивать не как самокопирование, а как формулу, в которой ничего не нужно менять – и так хороша. Огорчает лишь то, что европейцы увидят игру только спустя год после японцев, и не получат тех бонусов, которых удостоилось американское издание.

Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться