Persona 4

Марк Кузин (редакция) 8.0

Это один из главных релизов на актуальных сегодня платформах, пусть даже в плане графики игра заранее проигрывает играм на других платформах.

Выход Persona 3 в 2006 году и дополнения к ней определили политику Atlus на годы вперед. Консоли нового поколения могут подождать, PlayStation 2 все еще остается конкурентоспособной платформой, а до игр канонического сериала Shin Megami Tensei никому нет дела: на Западе известен только один его представитель, и по популярности он проигрывает сюжетам про школьников. Анонс четвертой части Persona удивил не меньше, чем известие о платформе, для которой игра разрабатывается. Эта глава серии стала если не последней на PlayStation 2, то уж точно самой спорной.

Проследить связь между второй и третьей частями Persona смогли только самые дотошные фанаты демонического сериала, но и их точка зрения основывается на догадках и преувеличениях. Связь между третьей и четвертой частями, напротив, очевидна, можно даже сказать, используется для потехи геймеров, которым не хватило дополнения Fes. Сохранилась общая стилистика, но синие тона сменились ярко-желтыми и зелеными, место действия перенесли из мегаполиса в захолустный городок. Традиционную лунную систему заменили нововведением – предсказаниями погоды, согласно которым в туманные дни «случается что-то страшное», а в солнечные можно встречаться с друзьями и бездельничать. Все эти перемены (хотя вернее было бы сказать «перестановки») не изменили игровой процесс кардинально, но улучшили его и сделали сбалансированным.

Вычитать и умножать...

Как и в P3, главный герой приезжает в новый город, поступает в местную школу и быстро находит друзей среди одноклассников. Живет он вместе с дальним родственником, который работает детективом, и его дочерью, ученицей младших классов. Поначалу, когда перед вами не ставится вопрос, что делать дальше, игра напоминает поставленную на трехмерном графическом движке серию аниме для подростков. Затянутое вступление в полтора часа вводит в курс дела, объясняет правила боевой системы, знакомит с жизнью в городе, с персонажами. В это время происходят первые убийства, появляются первые загадки, а герои еще не знают, что следующие полтора часа им придется караулить широкоэкранный телевизор в торговом центре, чтобы попасть в загадочный мир и вместе с тамошним обитателем, медведем Кумой (в американской версии Тэдди), сражаться с Тенями.

Мир в Persona 4 живет по знакомым правилам. Дни делятся на несколько фаз, в каждую из которых герой занят определенным делом. По будням он ходит в школу и освобождается только ближе к вечеру. При этом если он записался в какой-нибудь кружок, то будет занят в определенные дни и после учебы. Вечером он может пораньше лечь спать, допоздна смотреть телевизор, немного поработать или поучиться. В выходные протагонист встречается с друзьями, ходит по магазинам, иными словами, развлекается. Деление дня на фазы позволяет контролировать календарь событий: в одну фазу можно совершить не больше одного действия (скажем, после школы пойти играть в футбол и вернутся домой поздно). При этом почти любой поступок отражается на характеристиках персонажа. Вечером почитали учебник, или ответили правильно на вопрос во время занятий, или сходили в библиотеку — заработали плюс к успеваемости, соответственно, возросла вероятность успешно сдать экзамены. Более того, многие действия недоступны без прокачанных таким образом характеристик: например, в самом начале герой не осмелится прямо спросить номер телефона Тиэ, если у него не будет развита храбрость.

Злобных духов убивать...

Помимо шумной и боевой девочки Тиэ, в игре подобраны разные типажи героев аниме. В «деревне» герой встретит другого юношу из города, вынужденного переехать сюда из-за работы родителей. Появится и настоящий поп-идол, и хулиган, и даже медведь Тэдди преобразится радикальным образом. С ними герою предстоит не только совершать вылазки в телевизионный экран, но и встречаться после уроков, гулять по выходным, вместе проводить время. Общаться с другими персонажами вне школы полезно еще и потому, что таким образом укрепляются социальные связи (Social Links), которые понадобятся на позднем этапе игры, когда прогулки за ручку с понравившейся девочкой вытеснит прокачка и эксперименты со слиянием Персон. Собственно, это еще один момент, мало изменившийся со времени выхода предыдущей части. Если раньше по вечерам приходилось бить демонов в Тартаре, то теперь это предлагается делать в Midnight Channel и днем. Предварительно раздав друзьям оружие и броню, герой залезает в телевизор (буквально) и оказывается в мире, созданном больной фантазией очередного несчастного подростка. Враги — слегка видоизменившиеся Тени. Они заметны на карте, а если подкрасться к ним со спины и ударить, то в сражении ваша команда получит преимущество в один ход. Впрочем, в боевой системе важно не это, а возможность управлять действиями героев самостоятельно. То есть, если раньше они подчинялись искусственному интеллекту и тактикам, то теперь игрок может сам назначать атаки.

Несомненно, наибольший интерес в новых выпусках Persona представляют не многочасовые сражения с монстрами ради повышения уровня и получения новых Персон (это как раз упрощается), но социальная часть: общение, изучение города и, конечно, встречи с девушками. Знакомым с предыдущей инкарнацией сериала понравится возвращение в Иватодаи, новичкам же наверняка будет интересно узнать, к чему приведет развитие Social Links до максимума. Вместе с тем сюжет Persona 4 может показаться неожиданно взрослым, а проблемы, которые поднимают персонажи в диалогах, не имеют ничего общего с надуманными «анимешными» трудностями героев Persona 3. Наконец, игра стала просто красивее: камера демонстрирует крупный план гораздо чаще, почти каждое действие героев анимировано и не заменяется универсальным жестом «помахал в воздухе рукой, и все сразу стало понятно», погодные эффекты выглядят куда более убедительно, и на локациях удается заметить множество мельчайших деталей.

Хотя в плане графики Persona 4 заранее проигрывает всем современным представителям жанра, она остается одним из главных релизов на актуальных сегодня платформах. Преемственность следует расценивать не как самокопирование, а как формулу, в которой ничего не нужно менять – и так хороша. Огорчает лишь то, что европейцы увидят игру только спустя год после японцев, и не получат тех бонусов, которых удостоилось американское издание.

Дата выхода

Shin Megami Tensei: Persona 4

PlayStation 3, PlayStation 2
Альтернативное название: Persona 4
8.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Режимы игры
Одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 2)
(PlayStation 2)
(PlayStation 2)
(PlayStation 2), (PlayStation 3)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться