Где поиграть
Portal

Portal

Алексей Милославский (редакция) 8.5

Сразу даже и не сообразишь, чего от тебя хотят создатели Portal. Оружие, каковым тут очень условно можно назвать странный аппарат в руках, если и делает дыры, то исключительно в стенах, а все комнаты построены так, что кажется, будто выход из них не предусмотрен самим архитектором. С каждым шагом надежда в очередной раз почувствовать себя спасителем человечества тает все сильней, — вместо этого ощущаешь себя подопытной крысой, которой всучили набор ингредиентов и сказали "Готовь!" При этом ни рецепта, ни посуды, ни хоть каких-то намеков на то, что должно получиться из этого в итоге, не дали.

Плюсы

  1. оригинальная концепция;

  2. шикарно озвученные персонажи;

  3. монолог главного компьютера составлен с большим чувством юмора;

  4. заставляет работать головой, а не только руками.

Минусы

  1. мало!

Три часа, девятнадцать тестовых комнат плюс служебные помещения исследовательского комплекса компании Aperture Science, да один скромный миротворческий "ствол" — вот и все содержимое коробки с Portal. В отличие от нашего, западный издатель даже не решился продавать такой скромный набор в отдельной упаковке. Приобрести эту смесь "симулятора движущегося человека от первого лица" и пространственной головоломки можно через Интернет или в составе коллекционного издания Half-Life 2: The Orange Box, куда также входит второй эпизод саги и многопользовательский шутер Team Fortress 2. Правда, это тот случай, когда количество содержимого не имеет никакого значения.

Поговори со мной, робот

Несмотря на многочисленные экивоки, знакомый логотип и общую технологическую основу, Portal пока что имеет весьма посредственное отношение к сериалу Half-Life. Главный герой здесь — не извечный искатель приключений Гордон Фримен, а незнакомая азиатка по имени Челл с внешностью независимого кинорежиссера и оператора из Гонолулу, некой Алесии Глайдуэл. Ее странное во всех отношениях путешествие начинается с небольшой камеры внутри исследовательского комплекса, а заканчивается уже за его пределами. Других действующих лиц нет, если, конечно, не считать таковыми говорящие турели, бьющиеся в истерике перед смертью, и огромную вычислительную машину ГЛаДОС, управляющую всеми механизмами и программным обеспечением в здании.

Поначалу задачи пленницы определяются компьютером и ограничиваются банальными поисками выхода из комнаты. За успешное прохождение теста ГЛаДОС обещает наградить испытуемую тортом и избавить ее от всех печалей. Постоянно что-то болтая, машина "глотает" слова, меняет тональность голоса и вообще ведет себя на удивление дружелюбно — иначе как живое существо воспринимать ее не получается. Столь же приветливы и сторожевые турели, вежливо пищащие детским голосом "Пожалуйста, поставь меня на место" и "Я не ненавижу тебя". Из такого места и убегать-то особо не хочется.

Любовь к кубикам

Комплекс, который так стремится покинуть Челл, является собственностью компании Aperture Science, выдуманной писателями, но имеющей собственный сайт в реальной жизни. К моменту событий, разворачивающихся во втором эпизоде сериала, огромное здание оказалось заброшено — в стенах сделаны смотровые окна, видны комнаты для исследовательского персонала, но в живых нет никого. Хотя когда-то это была полноценная лаборатория, все помещения которой построены таким образом, что выбраться из них можно лишь с помощью специального ружья — ручного генератора пространственных дыр.

Последний создает на ровной поверхности порталы — входной и выходной, перемещающие вошедшую в них персону туда, где они установлены. Проделав аккуратную дыру в стене и такую же — в потолке, входишь, как нормальный человек, а выходишь, сваливаясь сверху, словно мешок с опилками, и нередко видя свой собственный зад. Во время прыжков сохраняется направление и скорость движения, что при повторном скачке из второго прохода в первый позволяет в буквальном смысле долететь до недоступных ранее мест.

Активных объектов, помогающих преодолеть премудрости архитектуры, немного: кнопки, генераторы и приемники энергетических сфер, кубики, да совершенно уникальный объект с дурацким именем "утяжеленный куб-компаньон". Последний появляется всего один раз, но запоминается на всю жизнь. Пока Челл таскает его с собой по уровню, ГЛаДОС уверяет, что у той с кубом существует эмоциональная связь и что с ним ни в коем случае не стоит разговаривать, после чего просит сжечь не очень болтливого "приятеля" в печи.

Будущее под вопросом

Таких моментов здесь масса — даже финальная битва с головной машиной больше похожа на игру в куклы. После ударов из нее валятся различные шары, обладающие собственным характером — они рычат, жалуются, смеются и беспрестанно вертят единственным глазом. Обещанный пирог в конечном итоге оказывается ложью, личность подопытной азиатки остается нераскрытой, и как вообще вышеописанная околесица будет вписана в сюжетную канву сериала — не ясно. Хотя многие уже окрестили игру "рекламным роликом третьего эпизода".

Всего этого могло и не быть, если бы не пара студентов из института технологии DigiPen, принесших в офис студии Valve разработанную ими программу Narbacular Drop, являющуюся идейным прародителем "Портала". Талантливых программистов тут же приняли на работу, оригинал переделали под нужды компании, дописали ему малопонятный стороннему человеку сценарий и выпустили получившийся продукт с целью посмотреть на реакцию потребителей. Пока что создатели считают, что история их творения может продолжиться как банальным набором дополнительных уровней, так и полноценной игрой с поддержкой многопользовательских сражений. И решать, какой из вариантов станет окончательным, на сей раз вам, уважаемые телезрители.

Связь "Портала" с сериалом Half-Life прослеживается и в дизайне. Половина игры проходит в светлых тонах тестовых комнат, вторая — среди ржавых служебных помещений. Несмотря на ясную картинку и отсутствие лишних элементов архитектуры, по сегодняшним меркам, это — вчерашний день. Здесь каждая мелочь, включая звуковое оформление и саундтрек, вылизана до блеска. За не в меру человечную ГЛаДОС говорит певица и актриса Эллен МакЛэйн, не первый раз помогающая коллективу Valve, а гениальную заключительную песню написал известный в профессиональных кругах музыкант Джонатан Коултон. Можете не сомневаться, вам захочется пройти все с самого начала только для того, чтобы услышать вышеописанное еще раз. Научиться управлять персонажем и жать на две кнопки у единственного оружия сможет даже ребенок. Гораздо сложнее понять, где применить свои таланты. Задача проста: добраться до выхода из комнаты, проделав в нужных местах дырки с помощью генератора порталов. Вот только сделать это не так просто, как кажется поначалу — в кои-то веки требуется не стрелять во все, что движется, а ежесекундно работать мозгами. Иные игры не дают столько эмоций за неделю общения, сколько Portal дарит за смешные три часа. Немного интеллектуальной работы под дружелюбное ворчание компьютера-юмориста и прощальная композиция, невольно заставляющая лицо расплываться в улыбке, — что может быть лучше?

Дата выхода

Portal

PC (Windows), MAC, Android
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатели
Valve, Бука
Локализатор
Electronic Arts
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
дисковый ритейл, платная цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows)), (MAC), (Android)
Системные требования
Минимальные
Windows 2000/XP/Vista, Pentium 4 @ 1.7 GHz, 512 Mb RAM, GeForce 3 / ATI Radeon 8500
Рекомендуемые
Windows 2000/XP/Vista, Pentium 4 @ 3 GHz, 1 Gb RAM, GeForce 7900+ / ATI Radeon X1900+
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться