Послесловие

Александр Садко (редакция) 8.5

Аркадий и Борис Стругацкие никогда не писали так называемой "боевой фантастики", которая в последнее время часто становится основой фильмов и видеоигр. Все их работы пропитаны социально-философским подтекстом, а если где и встречаются батальные сцены, то исключительно как инструмент для разъяснения читателю той или иной идеи. Погони, перестрелки и сражения гигантских армий — не цель, а лишь средство для ее достижения. И роман "Обитаемый остров", написанный в 1969-м году, наиболее точно соответствует этой характеристике.

Плюсы

  1. неисчерпаемый тактический потенциал;

  2. большой выбор разнообразной пехоты и техники;

  3. простое в освоении, удобное управление;

  4. на редкость сообразительный искусственный интеллект.

Минусы

  1. устаревшая графика;

  2. тусклый сюжет, практически не связанный с событиями книги.

История о юном исследователе Максиме Каммерере вскрывает пороки извращенного общества, где горстка узурпировавших власть интриганов контролирует население с помощью гипнотических излучателей. Писатели наглядно демонстрируют, к чему может привести политика тоталитарного подчинения, превращающая народные массы в безмозглое стадо. При советской власти открыто рассуждать на такие темы было не принято — излишняя прямолинейность грозила фантазерам серьезными проблемами, поэтому основная идея обросла множеством художественных элементов. В итоге получилась увлекательная книга с детективным сюжетом, яркими героями и глубоким смыслом.

Литература ни при чем

Трудно представить менее подходящий фундамент для компьютерной игры, ведь зритель в первую очередь жаждет действий, а психологизм и отвлеченные размышления переваривает весьма неохотно. Однако разработчики нашли весьма изящное решение: приписав к названию романа подзаголовок "Послесловие", они безжалостно отсекли первоначальную историю. Повествование начинается сразу после финала оригинального "Острова", и если вы не знакомы с первоисточником, понять причины разгоревшейся войны не удастся.

Фамилия Стругацких, красующаяся на обложке, используется здесь как бренд, за которым нет ровным счетом ничего от творчества писателей. Брифинги в формате аудиокниги, подающие сюжет от лица рассказчика, выглядят глупо и ни на шаг не приближают игру к литературному прообразу. Противостояние Страны Отцов, государства Хонти, Островной Империи и Южных Варваров остается принять как должное, не пытаясь докопаться до сути.

Лошадью ходи, лошадью

Четыре лагеря отличаются друг от друга не только названиями, но и характеристиками бойцов, которые следует внимательно изучить прежде, чем сделать первый ход. Вся тактика строится на использовании подходящих сил в нужное время и в нужном месте. Стрелки Хонти вскрывают легкую бронетехнику, как консервные банки, но не могут дать серьезный отпор армейской пехоте Отцов. Зато специальные гаубицы выкашивают ее, словно крапиву — с ними стоит бороться танками, в свою очередь, уязвимыми перед тяжелой артиллерией. Получается своеобразная шахматная партия, осложненная множеством дополнительных факторов.

Например, в темноте зрение солдат резко ухудшается, и они замечают врага, только столкнувшись с ним лбами. Избежать этого помогают зоркие разведчики, совершенно непригодные для боевых действий, но покрывающие за один ход огромную дистанцию. Чтобы просчитать все варианты развития событий, приходится планировать каждый шаг по несколько минут, однако враг все равно преподносит сюрпризы. Искусственный интеллект умело руководит войсками, грамотно используя их способности и рельеф местности — размещает на возвышенностях пушки, прячет технику в непролазном лесу и роет окопы в низинах, блокируя подступы к позициям.

При этом сценаристы, вдобавок к вышеперечисленным осложнениям, то и дело стараются подложить свинью, снабжая противника неожиданным подкреплением и "на ходу" меняя цели миссии. В разгар финальной драки, когда без пяти минут победители гоняют остатки перетрусивших пехотинцев, выясняется, что задание еще не выполнено — враг подтянул подкрепление и собирается захватить вашу базу, где кроме пьяного сторожа никого нет. Спешно побросав пожитки в грузовик, можно сняться с насиженных мест, избежав мгновенного поражения, однако развернуть лагерь в ближайшем ельнике не удастся — старые рубежи придется отвоевывать. Временами такие условности жутко раздражают, но без них пропадет всякий баланс, как развалится шахматная пария, если "конь" начнет ходить по прямой.

Вместо пива

Наиболее полно потенциал "Послесловия" раскрывает коллективный режим, способный несколько часов подряд удерживать у экрана искушенных "гроссмейстеров". Благодаря мобильности базы, на которой производятся новые и ремонтируются старые войска, можно подолгу прятаться от неприятеля, захватывать и снова терять стратегические точки, пробовать разные приемы и вести партизанскую войну. Пестрая подборка войск, состоящих из пехоты, бронетехники, артиллерии, авиации и даже флота обеспечивает колоссальный простор для творчества — нужно лишь подходить к каждой битве с умом.

Состязаться друг с другом можно как через Интернет, так и сидя вдвоем перед одним монитором. Правда, в последнем случае теряется фактор внезапности, поскольку соперники видят все маневры друг друга. Но даже в такой обстановке интеллектуальный поединок, развивающий логическое мышление и тренирующий ум, будет гораздо полезнее совместных попоек. В отличие от шахмат, алкоголь не дает ровным счетом ничего, кроме испорченного здоровья.

Благодаря грамотной работе оператора старые технологии смотрятся вполне жизнеспособно. Наиболее эффектные сцены демонстрируются крупным планом в замедленном времени, чтобы зритель увидел разлетающиеся в разные стороны колеса. Жаль только, вблизи солдаты и техника выглядят совсем уж неказисто. Закадровый голос, монотонно бубнящий брифинги, трудно воспринимать всерьез. Зато композиторы свой хлеб отработали вдвойне: торжественная музыка, льющаяся из колонок в самые напряженные моменты кампании, заставляет проникнуться важностью момента. При столь внушительном наборе возможностей игра удивительно легка в освоении. Условные значки сопровождаются пояснительными записками, а к каждому бойцу прилагается таблица с характеристиками, из которой легко понять, где лучше его использовать. Одиночная кампания — лишь разминка перед многопользовательскими баталиями и затяжными битвами в отдельных сценариях. Освободившись от диктуемых сюжетом условностей, искусственный интеллект начинает драться еще жестче, наглядно демонстрируя, что не только шахматной машине Deep Blue по силам одолеть человека в интеллектуальном поединке. За скрупулезным планированием изощренных комбинаций время летит незаметно — "Послесловие" надолго притупляет голод и прочие естественные надобности, заставляя просиживать у монитора ночи напролет. Каждая победа врага воспринимается как личное оскорбление, и оторваться от неторопливой войны крайне сложно.

Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться