SimCity

Георгий Курган (редакция) 8.0

Город-сказка, город-мечта, город-свалка и город-ужас — в переосмысленной версии главной градостроительной стратегии на планете

Сообщается, что 26 ноября прошлого года мэр крымского поселка Малый Маяк Леонид Малык покончил с собой, выбросившись из окна больницы, куда его доставили с неврозом. При этом коллеги характеризовали чиновника как исключительно порядочного человека, много сделавшего для родного поселка. «Он говорил, что его место принуждали отдать, но он не собирался в отставку, потому что не мог предать людей», — рассказала журналистам экс-уполномоченная Верховной рады по правам человека Нина Карпачева. Не вдаваясь в подробности этого трагического инцидента, скажем только, что после игры в SimCity мотивы поступка мэра поселка Малый Маяк становятся как никогда понятными: управлять городом — невероятно тяжелый труд, даже если он не предполагает угроз и коррупции.

Вообще, многие непопулярные решения, принимаемые градоначальниками во всем мире, получают благодаря новой игре Maxis логичное и, что важно, очень наглядное объяснение. SimCity регулярно ставит игрока перед мучительным выбором. Что сделать: закрыть школу, перекрыть ток трамвайному депо или совсем оставить город без света? Это вам, в ваших теплых многоэтажках, такое может показаться возмутительным. А мэр на специальной карте видит, как оставленный без электроэнергии санитарный насос натужно тянет потоки нечистот со всего города, и вот-вот сломается. Если не закрыть школу, все это окажется на полу чьей-то ванной.

Вот так выглядит город преуспевающего мэра: небоскребы, хай-тек и голубое небо

И так — во всем. Считаете, что нужно закрыть неэкологичный угольный завод? А кто, по-вашему, обеспечивает городу стабильный доход и низкие налоги? Ходите на митинги против плохой работы полиции? А где, скажите на милость, строить новый полицейский участок, когда пол-города забито вашими квадратными метрами? Недовольны, что сносят жилой квартал? Сами же на пробки жаловались!

По сравнению с оригинальной игрой 1993 года SimCity 2013-го стала чуть проще, но вместе с тем — гораздо глубже. Огромную роль в этом сыграла новая система наглядных информационных карт, на которых всегда можно узнать, где в городе заторы, какие здания не снабжаются электричеством или вовсе заброшены, откуда дует ветер — и кучу подобных штук. Все эти диаграммы позволяют разобраться в довольно непростой экосистеме. Вот, скажем, эпидемия. В домах хоровой кашель, самые стойкие старушки сутками идут пешком, лишь бы попасть к доктору — и это при том, что вы недавно построили новый гараж для «скорой». Причина, как выяснится впоследствии, может быть в малой пропускной способности городских магистралей, которую вы сами же и создали, строя слишком много улиц (дешевых, но тесных) и слишком мало — проспектов (широких и дорогих).

Графики и диаграммы позволяют в полной мере оценить, насколько сложная экосистема работает внутри новой SimCity. Если разобраться, то в руках у виртуального мэра не так уж много инструментов: можно прокладывать дороги, размечать место для промышленных, жилых и деловых кварталов, а также строить административные здания и обогащать их функциональными пристройками. Дома и фабрики жители возводят самостоятельно, коммуникации прокладываются без вашего участия, однако ни один шаг градоначальника не остается без последствий. Причем, совсем как в настоящей жизни, эти последствия проявляют себя не сразу, зачастую — когда уже слишком поздно что-либо менять. Вот пара поучительных примеров: из-за того, что водопроводная станция размещена рядом с угольным заводом, население все время болеет и недовольно. А, скажем, строительство АЭС может обернуться очередным Чернобылем, если вы забыли перед этим построить университет, и в городе живут одни ПТУшники.

А это — город безалаберного и беспринципного воротилы: смог, пробки и граффити

Все эти взаимосвязи, простые и сложные, влияют на облик города: у плохих мэров в парках собираются бомжи, а стены покинутых домов изрисованы. В то время как у приличных градоначальников розовощекие буржуа прогуливаются среди сияющих небоскребов и экологически чистых пекарен. При этом переход из одного крайнего состояния в другое может происходить несколько раз за одну игровую сессию: главный урок SimCity заключается в том, что почивать на лаврах нельзя никогда.

Еще один простой пример: предполагается, что у каждого города есть одна или несколько специализаций — есть промышленные и культурные центры, города-казино и торговые гиганты (для каждой ветки предусмотрен свой набор специальных зданий и свои особенности построения инфраструктуры). Добывать полезные ископаемые — просто и выгодно, но рано или поздно запасы угля в ваших недрах иссякнут, заводы и электростанции встанут. Развитие туризма и игорного бизнеса требуют много места и денег. И даже если вы минимально зависите от внешних факторов, рано или поздно в вашей местности кончится вода. И тут начинается самая интересная (она же — самая мучительная) часть игры. Придется обращаться к соседям.

Обидный недостаток сетевой составляющей SimCity заключается в том, что с соседями можно торговать и заглядывать к ним в гости, но не более того. А было бы здорово, если бы, скажем, разработчики дали игрокам возможность насылать друг на друга катаклизмы

Как мы уже упоминали в январской статье, новая SimCity меняет концепцию отдельно стоящих городов-государств на концепцию мегаполисов: каждый город состоит из нескольких небольших участков по одному городу на каждый. Место на отдельно взятом участке кончается довольно быстро, а если население при этом растет, то довольно скоро кончится место и на свалке, не говоря уже об упомянутой выше воде. В этом случае можно выкупить у соседей излишки ресурсов, выписать у них карету «скорой помощи» или пожарную машину или же, наоборот, свезти к ним свои отходы по сходной цене. В роли соседа могут выступать как случайные люди из интернета, так и сам игрок — переключаясь между городами по мере необходимости. В идеале такое сотрудничество должно подстегнуть развитие всего региона, а когда все города станут достаточно продвинутыми, можно будет взяться за реализацию проекта краевого значения: аэропорта или, например, солнечной электростанции нового поколения. На практике, к сожалению, слишком часто приходится сталкиваться с неумехами и лодырями, с которыми не то что сотрудничать — общаться-то сложно (особенно если они заходят в игру редко и делают это, например, из Кореи). Опять-таки все как в жизни.

В SimCity вообще много противоречий. Технические неловкости в процессе запуска, странно и через раз работающий мультиплеер, отсутствие банальных инструментов вроде кнопки «Отмена»… В текстах западных рецензентов словосочетание «лучшая SimCity с 1993 года» подозрительно часто соседствует со словом «кошмар».

SimCity пробуждает в игроке то самое чувство, которое мы испытывали, строя в детстве замки из песка. Проще говоря, ломать город так же интересно, как и строить

На наш взгляд, это скорее признак успеха, чем провала. Даже те, что плюются от многочисленных неудобств, не могут оторваться от игры по несколько часов и дней. За это время человек успевает дюжину раз выругаться и умилиться, мысленно погибнуть, воскреснуть и, возможно, пару раз стукнуться лбом об стол. И, тем не менее, не бросить. Потому что SimCity предлагает соблазнительную перспективу запустить пальцы во внутренности почти живого, работающего города, хорошенько там покопаться и посмотреть, что из этого выйдет. Здесь есть редкая в высокобюджетных проектах возможность — вести с игрой диалог, принимать решения и сталкиваться с последствиями. А когда все надоест — скормить население огнедышащему ящеру или устроить нашествие зомби. Что касается кнопки «Отмена», то жалеть о ней, на наш взгляд, малодушно. В конце концов, у настоящих мэров такой кнопки нет, как не было ее у мэра крымского поселка Малый Маяк Леонида Малыка.

Несмотря на многочисленные противоречия и технические проблемы, новая SimCity — невероятно интересная игра, которую хочется изучать и с которой хочется экспериментировать. Кроме того, это единственный градостроительный симулятор, который может выжать из игрока огромный спектр настоящих эмоций — от восторга до ярости. Не говоря уже о том, что это единственный хороший градостроительный симулятор на ближайшие годы, поэтому пропускать его было бы большой ошибкой.

Скачать SimCity (2013) можно в Origin

Смотрите также
SimCity (2013)
Рецензия
9.0 SimCity (2013)
SimCity (2013)
Рецензия
9.0 SimCity (2013)
SimCity BuildIt: карманный Собянин
Рецензия
7.0 SimCity BuildIt: карманный Собянин
Дата выхода

SimCity (2013)

PC (Windows)
Альтернативное название: SimCity 5
8.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Electronic Arts
Локализатор
Electronic Arts
Режимы игры
Одиночный режим, игра в интернете
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться