SWAT 4

Pentagorn (пользователь) 8.5

Атмосферный и сделанный с душой симулятор спецназа 2005 года выпуска, благодаря необычной механике, не потерявший актуальности и по сей день

Все готово, заряды на месте. По знаку командира двери слетают с петель, и оперативники врываются в помещение. Несколько террористов моментально получают по пуле в лоб, остальные успевают нырнуть в укрытие. Завязывается перестрелка, воздух раскаляется от автоматных очередей, взрывов гранат и отборного мата. Спецназовцы штурмуют помещение за помещением, тела можно выносить штабелями. На шум слетается несколько вертолетов. К счастью, один из солдат замечает раскиданные по полу ящики с РПГ-7. Пара нехитрых манипуляций — и вертушки разлетаются вдребезги, прихватив с собой десяток бронемашин. А в конце улицы проявляются вражеские танки... Боец бросает на них полный грусти взгляд. Затем швыряет дымящийся пулемет на пол, кратко, но весьма красочно высказывает все, что думает о сложившейся ситуации, разворачивается на 180 градусов и уходит в горизонт. Надоело...

Действительно, современные шутеры от первого лица, затрагивающие тему «спецназа», оригинальностью зачастую не блещут. В большей части подобных игр игроку приходится заниматься лечением и профилактикой различных форм терроризма исключительно при помощи свинца и «slow motion'а». Засилье «попкорновых» милитари-шутеров приводит к тому, что некоторые игроки забывают о существовании иных, более...специфичных силовых подразделений, выполняющих, помимо прочего, задания по задержанию преступников, а не их ликвидации. Нежелание разработчиков касаться этой темы вполне понятно: большинство игроков хлебом не корми — дай что-нибудь взорвать или размазать очередного негодяя по стенке. «Арест» и «группа захвата» звучит слишком мягко и буднично. Но в 2005 году команда разработчиков Irrational Games сумела доказать обратное, выпустив замечательный проект под незамысловатым названием SWAT 4. Эта статья для тех, кто по какой-то причине пропустил эту игру (а таких, я знаю, немало) или же, как и я, хочет предаться ностальгии.

Да свершится правосудие

А готовить к нему преступников предстоит нам в роли командира отряда лос-анджелесского подразделения SWAT. Если описывать кратко суть игры, то она такова: обезвредить всех NPC на уровне, используя различные тактические ухищрения и работу в команде. Под «обезвреживанием» подразумевается задержание преступников и гражданских лиц путем становления их на колени с последующим напяливанием наручников. И если последнее осуществить легко, то первое — ох как непросто.

Наш нелегкий путь начинается с брифинга, который сразу же окунает игрока в атмосферу суровых полицейских будней. Детали операции расписаны очень подробно и реалистично. Игрок может узнать все о ситуации: откуда взялись преступники, их мотивы, примерное количество, их вооружение и прочие детали. На этом же экране производится тщательный выбор экипировки для себя и для каждого из четырех членов группы. Благо, угостить супостатов есть чем: к вашим услугам различное оружие, реально использующееся подразделением SWAT (с поправкой на 2005 год, разумеется) — боевое и несмертельного действия. Предстоит также выбрать специальное снаряжение: тактические камеры, позволяющие заглянуть под дверь или за угол, различные типы гранат, взрывчатка C4 и прочие интересные гаджеты. Разработчики ответственно отнеслись к своей работе и максимально точно воспроизвели все, с чем связана деятельность отряда SWAT, и это достойно уважения.

Собственно, после брифинга и начинается игра. Вы с отрядом оказываетесь в выбранной вами точке уровня и далее действуете по ситуации. В вашем распоряжении 2 группы — «красные» и «синие». Отдавать им приказы можно и нужно, учитывая, что предоставленным возможностям позавидует любой тактический шутер. Игрок волен отправить подчиненных проверить замок на двери, обеспечить прикрытие, следовать за вами и многое-многое другое. Всего не перечислить. К слову, отряд может выполнить любое действие, доступное командиру и даже больше. В общем, в силах игрока предпринять все, чтобы штурм помещения прошел успешно. Сам штурм — тот еще адреналин. Оказавшись перед преступником, вы не сможете просто нашпиговать его свинцом (вернее, сможете, но начальство вашего рвения не оценит). В ваших интересах использовать все доступные средства для устрашения подозреваемого. В ход идет все: газ, световые гранаты, аэрозоли и красноречие. По нажатии на одну кнопку протагонист и сотоварищи оглушают преступника своими брутальными голосами, буквально заставляя того подскочить на месте, бросить оружие на пол и встать на колени. Выглядит сие действо очень эффектно и атмосферно. Счастья добавляют сбегающиеся на шум головорезы. Они могут появиться откуда угодно, и в этот момент от игрока требуется высокая скорость принятия решений и оценки ситуации. Добавьте сюда путающихся под ногами и частенько не желающих сотрудничать гражданских. После подобных моментов разработчикам хочется аплодировать стоя. Редко в какой игре можно ощутить подъем адреналина от геймплея, но эта — одна из них. И да — сохранений нет. Если шальная пуля убьет вас или заложника, извольте начинать сначала.

Также огромный плюс в копилку разработчикам за случайное количество и расположение NPC. Количество уникальных ситуаций возрастает в разы, и реиграбельность взлетает до небес. Со сложностью, между тем, у игры все в порядке. Дело в том, что проводить операцию предстоит грамотно и по уставу. Выполнив задание, вы увидите количество набранных очков (максимум 100), которые начисляются и убавляются за каждый чих. Доложили об аресте преступника? Ловите баллы. Подобрали улику — аналогично. Заставить заветные цифры упасть гораздо легче: вас ранили, вы забыли доложиться в штаб, пропустили улику — все это скажется на статистике. И если еще на третьем из четырех уровней сложности ошибки допускаются, то на последнем вам необходимо набрать 95 баллов из 100. Как понимаете, действовать предстоит аккуратно, беря в расчет любые мелочи и планируя операцию гораздо тщательнее. Именно на высшей сложности получаешь истинное удовольствие от игры.

Нестареющая красота

Что реально удивляет, так это техническая сторона. Казалось бы — 2005 год. Но игра смотрится на удивление симпатично и в наше время. Конечно, любители поразглядывать текстуры будут разочарованы, но не в них весь шарм. Дизайн локаций — вот что восторгает. На уровнях разработчики разместили какое-то дикое количество деталей, благодаря которым каждый из них обладает своей атмосферой. Честное слово, в особняке известного серийного маньяка мне стало не по себе. Попробуйте сами и убедитесь. Звук не отстает. Все, начиная с музыки и заканчивая фоновыми звуками, работает на создание неповторимого настроения для каждой ситуации.

Немного боли

Или много, в зависимости от крепости вашей психики. Потому что эта игра может сломать её одним пальцем. Основной недостаток SWAT 4 — не до конца продуманный геймплей. Он хорош — бесспорно, но некоторые просчеты в механике выбесят кого угодно. Яркий пример: ваши боевые товарищи, оснащенные несмертельным оружием, пытаются посадить тычущего им в лицо «Калашом» преступника на колени. Ну разумеется, наши сентиментальные джентльмены не хотят причинять милому человеку боль почем зря, и поэтому просто с истинно бараньем упрямством упрашивают того бросить оружие. Их тираду прерывает автоматная очередь, что характерно. Я не говорю уже о том, что оперативники, приметив убегающего подозреваемого, бросаются за ним с прытью кобелей, завидевших суку. К черту план, к черту самосохранение, к черту тактику! Справедливости ради, случается подобное не всегда, и большую часть времени товарищи ведут себя вполне порядочно и адекватно. Иногда даже стреляют, не раздумывая, спасая тем самым жизнь себе и игроку.

Также, уже из разряда придирок: непонятно, для чего в игре боевое оружие. На высоком уровне сложности за неправомерное его применение карают сурово, смысла убивать нет. Теоретически можно прострелить бандиту руку, но это сложно исполнить, да и не факт, что подействует.

Падай и поднимайся

Несмотря на большое количество неровностей, игра держит крепко. Потерпев поражение, тяжело устоять перед искушением и не попробовать еще раз. И еще. И так, пока не отвлекут более важные дела. Или же пока игра не доведет вас до белого каления. Но вернуться к ней вы все равно захотите. А надоест — к вашим услугам возможность пройти игру в кооперативе, что избавит вас от не в меру умных товарищей, или повоевать против друзей в нескольких любопытных PvP режимах.

Игра, у которой в графе «год выпуска» можно смело ставить любое число. Это Игра. Не интерактивное кино про спецназ, коих сейчас десятки, а игра, предоставляющая возможность взглянуть на борьбу с преступностью с другой стороны. Если пропустили её — нагоняйте. Ни во что подобное вы еще не играли.

P.S. Для тех, кому захочется добавки, в 2006 году разработчики выпустили дополнение SWAT 4: The Stetchkov Syndicate. Добавлено несколько новых гаджетов, тактических уловок, сложности и то, чего остро не хватало в оригинале — возможность избивать непослушных преступников. В общем и целом, аддон качественный — не проходите мимо.

Дата выхода

SWAT 4

PC (Windows)
8.5
Оценка редакции
8.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатели
Vivendi Universal Games, СофтКлаб
Локализатор
СофтКлаб
Режимы игры
Одиночная игра
Игра по локальной сети
Мультиплеер
Модель распространения
дисковый ритейл
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться