The Boston Major 2016 Перейти

SWAT 4

Pentagorn (пользователь) 8.5

Атмосферный и сделанный с душой симулятор спецназа 2005 года выпуска, благодаря необычной механике, не потерявший актуальности и по сей день

Все готово, заряды на месте. По знаку командира двери слетают с петель, и оперативники врываются в помещение. Несколько террористов моментально получают по пуле в лоб, остальные успевают нырнуть в укрытие. Завязывается перестрелка, воздух раскаляется от автоматных очередей, взрывов гранат и отборного мата. Спецназовцы штурмуют помещение за помещением, тела можно выносить штабелями. На шум слетается несколько вертолетов. К счастью, один из солдат замечает раскиданные по полу ящики с РПГ-7. Пара нехитрых манипуляций — и вертушки разлетаются вдребезги, прихватив с собой десяток бронемашин. А в конце улицы проявляются вражеские танки... Боец бросает на них полный грусти взгляд. Затем швыряет дымящийся пулемет на пол, кратко, но весьма красочно высказывает все, что думает о сложившейся ситуации, разворачивается на 180 градусов и уходит в горизонт. Надоело...

Действительно, современные шутеры от первого лица, затрагивающие тему «спецназа», оригинальностью зачастую не блещут. В большей части подобных игр игроку приходится заниматься лечением и профилактикой различных форм терроризма исключительно при помощи свинца и «slow motion'а». Засилье «попкорновых» милитари-шутеров приводит к тому, что некоторые игроки забывают о существовании иных, более...специфичных силовых подразделений, выполняющих, помимо прочего, задания по задержанию преступников, а не их ликвидации. Нежелание разработчиков касаться этой темы вполне понятно: большинство игроков хлебом не корми — дай что-нибудь взорвать или размазать очередного негодяя по стенке. «Арест» и «группа захвата» звучит слишком мягко и буднично. Но в 2005 году команда разработчиков Irrational Games сумела доказать обратное, выпустив замечательный проект под незамысловатым названием SWAT 4. Эта статья для тех, кто по какой-то причине пропустил эту игру (а таких, я знаю, немало) или же, как и я, хочет предаться ностальгии.

Да свершится правосудие

А готовить к нему преступников предстоит нам в роли командира отряда лос-анджелесского подразделения SWAT. Если описывать кратко суть игры, то она такова: обезвредить всех NPC на уровне, используя различные тактические ухищрения и работу в команде. Под «обезвреживанием» подразумевается задержание преступников и гражданских лиц путем становления их на колени с последующим напяливанием наручников. И если последнее осуществить легко, то первое — ох как непросто.

Наш нелегкий путь начинается с брифинга, который сразу же окунает игрока в атмосферу суровых полицейских будней. Детали операции расписаны очень подробно и реалистично. Игрок может узнать все о ситуации: откуда взялись преступники, их мотивы, примерное количество, их вооружение и прочие детали. На этом же экране производится тщательный выбор экипировки для себя и для каждого из четырех членов группы. Благо, угостить супостатов есть чем: к вашим услугам различное оружие, реально использующееся подразделением SWAT (с поправкой на 2005 год, разумеется) — боевое и несмертельного действия. Предстоит также выбрать специальное снаряжение: тактические камеры, позволяющие заглянуть под дверь или за угол, различные типы гранат, взрывчатка C4 и прочие интересные гаджеты. Разработчики ответственно отнеслись к своей работе и максимально точно воспроизвели все, с чем связана деятельность отряда SWAT, и это достойно уважения.

Собственно, после брифинга и начинается игра. Вы с отрядом оказываетесь в выбранной вами точке уровня и далее действуете по ситуации. В вашем распоряжении 2 группы — «красные» и «синие». Отдавать им приказы можно и нужно, учитывая, что предоставленным возможностям позавидует любой тактический шутер. Игрок волен отправить подчиненных проверить замок на двери, обеспечить прикрытие, следовать за вами и многое-многое другое. Всего не перечислить. К слову, отряд может выполнить любое действие, доступное командиру и даже больше. В общем, в силах игрока предпринять все, чтобы штурм помещения прошел успешно. Сам штурм — тот еще адреналин. Оказавшись перед преступником, вы не сможете просто нашпиговать его свинцом (вернее, сможете, но начальство вашего рвения не оценит). В ваших интересах использовать все доступные средства для устрашения подозреваемого. В ход идет все: газ, световые гранаты, аэрозоли и красноречие. По нажатии на одну кнопку протагонист и сотоварищи оглушают преступника своими брутальными голосами, буквально заставляя того подскочить на месте, бросить оружие на пол и встать на колени. Выглядит сие действо очень эффектно и атмосферно. Счастья добавляют сбегающиеся на шум головорезы. Они могут появиться откуда угодно, и в этот момент от игрока требуется высокая скорость принятия решений и оценки ситуации. Добавьте сюда путающихся под ногами и частенько не желающих сотрудничать гражданских. После подобных моментов разработчикам хочется аплодировать стоя. Редко в какой игре можно ощутить подъем адреналина от геймплея, но эта — одна из них. И да — сохранений нет. Если шальная пуля убьет вас или заложника, извольте начинать сначала.

Также огромный плюс в копилку разработчикам за случайное количество и расположение NPC. Количество уникальных ситуаций возрастает в разы, и реиграбельность взлетает до небес. Со сложностью, между тем, у игры все в порядке. Дело в том, что проводить операцию предстоит грамотно и по уставу. Выполнив задание, вы увидите количество набранных очков (максимум 100), которые начисляются и убавляются за каждый чих. Доложили об аресте преступника? Ловите баллы. Подобрали улику — аналогично. Заставить заветные цифры упасть гораздо легче: вас ранили, вы забыли доложиться в штаб, пропустили улику — все это скажется на статистике. И если еще на третьем из четырех уровней сложности ошибки допускаются, то на последнем вам необходимо набрать 95 баллов из 100. Как понимаете, действовать предстоит аккуратно, беря в расчет любые мелочи и планируя операцию гораздо тщательнее. Именно на высшей сложности получаешь истинное удовольствие от игры.

Нестареющая красота

Что реально удивляет, так это техническая сторона. Казалось бы — 2005 год. Но игра смотрится на удивление симпатично и в наше время. Конечно, любители поразглядывать текстуры будут разочарованы, но не в них весь шарм. Дизайн локаций — вот что восторгает. На уровнях разработчики разместили какое-то дикое количество деталей, благодаря которым каждый из них обладает своей атмосферой. Честное слово, в особняке известного серийного маньяка мне стало не по себе. Попробуйте сами и убедитесь. Звук не отстает. Все, начиная с музыки и заканчивая фоновыми звуками, работает на создание неповторимого настроения для каждой ситуации.

Немного боли

Или много, в зависимости от крепости вашей психики. Потому что эта игра может сломать её одним пальцем. Основной недостаток SWAT 4 — не до конца продуманный геймплей. Он хорош — бесспорно, но некоторые просчеты в механике выбесят кого угодно. Яркий пример: ваши боевые товарищи, оснащенные несмертельным оружием, пытаются посадить тычущего им в лицо «Калашом» преступника на колени. Ну разумеется, наши сентиментальные джентльмены не хотят причинять милому человеку боль почем зря, и поэтому просто с истинно бараньем упрямством упрашивают того бросить оружие. Их тираду прерывает автоматная очередь, что характерно. Я не говорю уже о том, что оперативники, приметив убегающего подозреваемого, бросаются за ним с прытью кобелей, завидевших суку. К черту план, к черту самосохранение, к черту тактику! Справедливости ради, случается подобное не всегда, и большую часть времени товарищи ведут себя вполне порядочно и адекватно. Иногда даже стреляют, не раздумывая, спасая тем самым жизнь себе и игроку.

Также, уже из разряда придирок: непонятно, для чего в игре боевое оружие. На высоком уровне сложности за неправомерное его применение карают сурово, смысла убивать нет. Теоретически можно прострелить бандиту руку, но это сложно исполнить, да и не факт, что подействует.

Падай и поднимайся

Несмотря на большое количество неровностей, игра держит крепко. Потерпев поражение, тяжело устоять перед искушением и не попробовать еще раз. И еще. И так, пока не отвлекут более важные дела. Или же пока игра не доведет вас до белого каления. Но вернуться к ней вы все равно захотите. А надоест — к вашим услугам возможность пройти игру в кооперативе, что избавит вас от не в меру умных товарищей, или повоевать против друзей в нескольких любопытных PvP режимах.

Игра, у которой в графе «год выпуска» можно смело ставить любое число. Это Игра. Не интерактивное кино про спецназ, коих сейчас десятки, а игра, предоставляющая возможность взглянуть на борьбу с преступностью с другой стороны. Если пропустили её — нагоняйте. Ни во что подобное вы еще не играли.

P.S. Для тех, кому захочется добавки, в 2006 году разработчики выпустили дополнение SWAT 4: The Stetchkov Syndicate. Добавлено несколько новых гаджетов, тактических уловок, сложности и то, чего остро не хватало в оригинале — возможность избивать непослушных преступников. В общем и целом, аддон качественный — не проходите мимо.

Дата выхода

SWAT 4

PC (Windows)
8.5
Оценка редакции
8.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатели
Vivendi Universal Games, СофтКлаб
Локализатор
СофтКлаб
Режимы игры
одиночный режим, локалка, обычная игра в интернете
Модель распространения
дисковый ритейл
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться