The Boston Major 2016 Перейти

Teenage Mutant Ninja Turtles (1990)

*добрый парень* (пользователь) 7.5

Игра о черепашках-ниндзя по определению должна быть милым детским платформером? Восьмибитная версия TMNT без труда докажет вам обратное, заставив вспомнить весь свой арсенал нецензурщины

Хочу заранее оговориться, что нижеизложенный текст не является рецензией в привычном смысле. Это скорее ностальгические воспоминания об игре, которую, несмотря на известное название, в России видели далеко не все геймеры. Эпоха нежно любимой «Денди» запомнилась нам множеством чудесных игр, за которыми мы коротали своё детство, и далеко не малую лепту в это внесли аркады о приключениях любимцев всех детей того времени – черепашек-ниндзя. Думаю, все вы помните замечательные Arcade Game и Manhattan Project, которые можно было проходить с другом, отвешивая подзатыльники вражеским ниндзя в пёстрых костюмах. Тем не менее, приключения черепашек в восьмибитную эпоху начались гораздо раньше. В конце восьмидесятых они купались в лучах славы, поэтому количество тематической продукции, включая игры «по мотивам», неуклонно росло. В 1989 году на NES и Famicom (а через несколько лет, стараниями пиратов – и на «Денди») вышла самая первая часть игры о зелёной четвёрке. Странная мрачная и до одури хардкорная аркада, которая довольно редко встречалась на картриджах и была способна превратить жизнерадостного ребёнка в яростно брызжущего слюной задрота с налитыми кровью глазами.

Этот хинт помнят все, кто хотя бы раз запускал игру. Использовать шест Донателло, чтобы безопасно атаковать врагов с высоты. Это были 90-е, друзья. Мы выживали как могли.

Сюрпризы начинаются ещё с первой заставки, в которой камера ловко перелетает от черепашек к Шредеру, коварно похитившему Эйприл. Видео выполнено в чёрных тонах, главные герои выглядят просто зверски брутально, у них отсутствуют зрачки. Оказывается, игра делалась по оригинальным комиксам, а не по милому детскому мультсериалу. Что ж, начинаем…

Уже в первой миссии игра позволяет нам бродить по Нью-Йорку с видом сверху, а когда мы входим в здание или заползаем в родную канализацию – перспектива меняется на стандартный вид «сбоку», как в любом платформере. И второе недоумение вызывают враги. Если не считать редких солдат клана Фут, крысоловов и боссов – игра не имеет с «Черепашками» вообще ничего общего. Вам противостоят какие-то гигантские мухи, огненные люди, роботы, карлики в балахонах, стоп!!

Вечеринка явно удалась

Чем дальше продвигаетесь, тем сложнее становится играть, причём сложность растёт в геометрической прогрессии. Врагов на экране становится так много, что игра начинает подтормаживать. Ваши противники постоянно респаунятся в тех местах, где вы уже были, поэтому ходить взад-вперёд (и даже просто отступить назад, чтобы перевести дыхание) не получится. Всё что вам остаётся – молотить по кнопке удара и стараться использовать тупость местного AI, который то и дело застывает на месте, впечатывается в стену или поворачивается к вам спиной. Если вас убьют – весь уровень придётся начинать заново уже другой черепашкой, поэтому необходимо вовремя переключаться между ними (у каждого из них отдельная шкала здоровья). Враги атакуют со всех сторон, и вам приходится буквально прогрызать себе путь.

Данный скриншот наглядно показывает сразу три раздражающих аспекта в игре. Особенно вам достанется от ежей

Дальше – веселее. Игра заставляет вас плавать под водой и обезвреживать бомбы. Проще сразу пустить себе пулю в рот. Вас регулярно сносит течением, водоросли и многочисленные силовые поля больно бьют током, а стебли подводных растений норовят утащить на дно. Плюс ко всему, подгоняет лимит времени, а сами черепашки застревают в каждом камне. Но вот, наконец, вы доплыли!! И у вас остаётся всего десять секунд! Вы, ликуя, обезвреживаете последнюю бомбу и с облегчением вытираете пот со лба, а таймер… таймер, не останавливается, и через те самые десять секунд вы наблюдаете на экране взрыв и game over… Да, друзья, бомб было не семь, а восемь. Вы пропустили одну, потому что на первой развилке поплыли в выбранном направлении, а обратно вернуться не соизволили… [убрано цензурой]. Кто-нибудь, пристрелите меня.

Один из примеров издевательства разработчиков над игроком. В комнате, где вам надо очень быстро спускаться вниз, пока вас не расплющили сдвигающиеся перегородки, они оставляют паверап

На третьей миссии игра даёт вам возможность покататься по городу на знаменитом автомобиле черепашек. Врагов становится ещё больше, раза эдак в три, плюс, они ни фига не умирают от одного-двух ударов. Мало того, вам придётся долго пробиваться на крыши зданий… чтобы потом десятки раз падать с них и подниматься заново. Оказывается, чтобы сигать с крыши на крышу, прыгать надо даже не с самого края, а с пустого места, следующего за ним. Когда это откровение осенит вашу голову, скорее всего вам захочется сломать картридж кувалдой.

В детстве подводная миссия ставила меня в тупик ещё и потому что мне попался картридж с полностью японской версией игры

И чем дальше, тем больше задалбывают унылые забеги по лабиринтам уровней, где можно плутать бесконечно. Вы регулярно натыкаетесь на абсолютно пустые комнаты и понимаете, что всё это время пробивались к ним, тратя «жизни», понапрасну. Сами конструкции уровней становятся всё сложнее и сложнее, появляется всё больше шипов и движущихся дорожек, бегая по которым, ещё и приходится отбиваться от десятков врагов… прыгающих, летающих, стреляющих… на «раз» уничтожающих вас. Весело, блин. [убрано цензурой] Разработчики тупо не знают меры и местами предлагают вам практически непроходимые участки уровней, состоящие, к примеру, из одних шипов или – нафаршированные врагами так, что шанс схватить леща – примерно 120%. Зачем?... Это не игра, это откровенный мазохизм. Безусловно, игры на восьмибитках были намного сложнее того, во что мы режемся сейчас. Но в случае с TMNT это была ничем не оправданная раздражающая колючая сложность.

В версии для Commodore 64 подобные пешие прогулки небезопасны — противники на улице убивают вас очень быстро

Ах да, чуть не забыл. Финальный уровень – Технодром. Поначалу кажется, что врагов уже не так много, но… как только прилетают эти долбаные летающие космонавты с бластерами, которые гарантированно снимают у вас половину «жизней» (в лучшем случае), вы понимаете, что рано расслабились. Вас не просто прессуют со всех сторон, вас откровенно ЖАРЯТ, в самом неприличном смысле этого слова. Ну а в конце — схватка со Шредером, который одним махом отправляет вас в нокаут. И если вы до этого потратили все собранные сюрикены, бумеранги и другое оружие для дальних атак – сосите чупа-чупс! Вы проиграли.

Первое же столкновение с этими [убрано цензурой] кенгуру гарантированно вас... ну, в общем вы поняли

Довольно странно видеть такую хардкорную жесть в игре про любимых персонажей детства. Тогда, в начале 90-х я сдался на пятом уровне, где в мрачных чёрных подземельях черепашкам противостоят какие-то прямоходящие ежи, взрывающиеся пузыри и оборотни. Причём, всё это отродье двигается и обстреливает вас с такой скоростью, что хочется [убрано цензурой] приставку с ноги и забыть об этой игре навсегда. Здесь вы позорный лузер, которого долбят все, кому не лень. Двадцать лет спустя, уже на эмуляторах, я таки-прошёл эту адскую игру, но поверьте, даже имея под рукой возможность сохраняться, особо легче играть не станет. Тем не менее, TMNT образца 1989 – это такой геймплейный опыт, через который стоит пройти каждому игроку. Особенно – тем, кто не застал «Денди» вообще. Ведь на другой чаше весов – разнообразный геймплей и самый, что ни на есть – вазелин адреналин.

Версия для Amiga радует глаз сочными цветами. А вот Эйприл совсем не радует...

Как и многие другие проекты того времени, игра посетила целый десяток платформ. Самая слабая графика досталась MSX и ZX Spectrum. В версии для Commodore 64 картинка выглядела немного мутной, словно окутанной сигаретным дымом, мелких врагов на экране стало больше, а черепашкам увеличили высоту прыжка. Лучшая анимация, управление и пресловутая сложность достались NES, а самая цветастая сочная картинка – Atari, Amiga и Amstrad. Также эти три порта отличало наличие на экране дополнительного слота под метательное оружие и единый инвентарь для всех черепах. Ну и на сладенькое: версия для PC (у нас игра вышла под операционную систему DOS) мало того, что «выделялась» неудобным управлением, так ещё и в качестве эксклюзивного контента содержала фатальную ошибку в построении одной из локаций, делающую прохождение невозможным. К счастью, мы живём в то время, когда на YouTube можно найти что угодно, включая обход таких казусов с помощью игровых глюков.

PC-версию, если вам приспичит в неё поиграть, свободно можно запустить через программу DOS-Box даже на Windows 7

P.S.: в Европе игра, как и мультсериал, вышла под названием Teenage Mutant Hero Turtles, т.к. слово «ниндзя» вызывало ненужные ассоциации с легендарными японскими убийцами.

TMNT образца 1989 года умудряется вызывать абсолютно весь спектр человеческих эмоций. Грубая, шершавая, высыпающая на вас тонны непобедимых врагов, она, тем не менее, цепляет. Здесь вам, помимо схваток, и покатушки, и плаванье, и блуждание по лабиринтам уровней в поисках нужной двери – как ни крути, далеко не все игры на восьмибитке могли похвастаться геймплеем, который регулярно менялся. А это дорогого стоит. Как бы жёстко ни рвала зад эта игра, она [убрано цензурой] всё же чертовски хороша.

Дата выхода 1990 г.
Оценка редакции
7.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Режимы игры
Одиночный режим
Дата выхода
1990 г. (PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться