Где поиграть
Tomb Raider (2013)

Tomb Raider (2013)

Евгений Скудин (пользователь) 8.5

Вместо раззолоченного трона королеве жанра подсунули деревянный табурет корявого повествования. Но даже на нем она восседает с царской осанкой

Так уж вышло, что перезапуск Tomb Raider, имевший неосторожность случиться без малого год назад, буквально с самого анонса был обречен на сравнение с видным эксклюзивом Playstation 3 — Uncharted. Сотни журналистов, нацепив на себя гримасу мальчишки, тыкающего палкой в мертвого кота, осудили «Расхитительницу гробниц» за вторичность и продолжают осуждать поныне, низвергнув приемных отцов Лары Крофт чуть ли не до ранга никчемных подражателей.

Так миру предстала вся комичность двойных стандартов игровой индустрии, где принято восторженно отзываться об очередной части Марио, при этом проклиная на чем свет стоит конвейер Assassins Creed, а в пример «никчемным подражателям» ставить людей, чей последний оригинальный проект был замечен еще во времена становления пятого поколения консолей. Тем не менее, в свете этих событий стало очевидно главное: в своей дебютной работе в статусе полновесного соперника Naughty Dog, Crystal Dynamics удалось если не все, то очень многое.

Самый верный способ не обмануться в ожиданиях — это освоить игровую арифметику. В случае с Tomb Raider, демонстрации игрового процесса красноречиво намекали, что заявленный разработчиком сюрвайвл (survival), призванный разнести рассматриваемый проект по разным жанровым полюсам с Uncharted, можно смело вычитать из итоговой суммы, составляющей суть игры. Выживания здесь действительно нет, либо, если следовать логике Crystal Dynamics, оно носит весьма специфичный характер. На затерянном острове Яматай выживает не сильнейший, выживает тот, кого зовут Лара Крофт.

Её закалку, впрочем, довольно просто объяснить — еще до релиза игры Ларе пришлось пройти через горнило дизайнерских мозговых штурмов, призванных осовременить образ легендарной расхитительницы гробниц. В этих целях из бездны забвения игровой индустрии был призван сам Тоби Гард, некогда ответственный за оригинальный внешний вид самой узнаваемой женщины в видеоиграх. Доподлинно неизвестно, ограничился ли его вклад в общее дело увеличением бюста мисс Крофт в полтора раза, но вот за рамками визуального представления персонажа, к которому, право, нет никаких претензий, обновленная подданная Туманного Альбиона вызывает странные чувства.

Камилла Ладдингтон в роли Лары Крофт. Жаль, что несовершенные технологии лицевой анимации губят большую часть ее усилий

Авторам удалось, насколько это вообще возможно, уйти от образа «модели в шортиках», сексуально изгибающейся на перекладинах, однако не удалось уйти от образа непоколебимой бой-бабы, расстреливающей «от бедра» одну банду кровожадных мародеров за другой, а потом картинно рыдающей где-нибудь в потаенном уголке. На «безрыбье», однако, даже такой характер воспринимается на ура, так как большую часть повествования вас окружают либо ничем не примечательное сборище нытиков, либо враги, руководствующиеся психологической установкой, зацикленной на уничтожении всего живого. С таким багажом проблем соваться в конкуренты к корифеям жанра было бы совсем стыдно, если бы не грамотно воссозданный антураж.

Таинственный остров Яматай и связанная с ним мистическая составляющая истории являются, пожалуй, главным поводом уделять внимание кат-сценам, а также коллекционным предметам и дневникам, пририсовывающим свою загогулину к общему сюжетному наброску. Тем не менее, львиную долю атмосферы игры генерирует её достоверность, если не сказать обыденность.

В мире, где приходится «выживать» Ларе Крофт, бандиты практически не предстают глуповатыми опереточными злодеями или великодушными добряками из старых приключенческих фильмов. Они насилуют, истязают и пускают в расход сотни людей без малейшей тени сожаления, тем самым объявляя во всеуслышание настоящую цену человеческой жизни. Кажется, что запретных тем для Crysal Dynamics попросту не существует: здесь никого не удивишь сценой, где здоровенные мужики избивают до полусмерти беззащитную девушку, а ужасающие братские могилы со временем вообще становятся чуть ли не привычной деталью «интерьеров».

Некоторые элементы в Tomb Raider сделаны настолько грубо, что просто диву даешься. Достоверность? Логика? Соответствие сюжету? Зачем? Вот вам арена и толпы врагов. Развлекайтесь

В то же время, справедливо рассудив, что расти вширь устоявшейся схеме игрового процесса практически некуда, разработчики принялись усердно «копать вглубь». В итоге облагороженному ролевым элементом геймплею удается продемонстрировать то, перед чем спасовал весть штат сценаристов Crystal Dynamics во главе со знаменитой Рианной Пратчетт: ему удается показать развитие главной героини. Лара Крофт в начале игры и в конце — это совершенно разные в плане возможностей персонажи и игрок это чувствует лучше всех.

Раскидав заработанные очки опыта по трем веткам умений, дальше остаётся только «жать кнопочки» и глазеть, как молоденькая девчонка умудряется «разделывать под орех» очередной отряд головорезов. Ширится арсенал оружия, осваиваются новые приемы рукопашного боя, растет сила врагов и их количество, пока в один миг у разработчиков окончательно не «срывает крышу» и не уносит её куда-то за облака.

Тогда вам начинают противостоять чуть ли не целые армии противников, навязывающие затяжные перестрелки, а ты начинаешь жалеть, что Crystal Dynamics еще не доросли до понимания того, что такие эпизоды лишь подтачивают интерес к новой Tomb Raider. То ли дело стелс. Словно пантера красться к своей добыче, из последних сил удушая её или «одаривая» внезапным ударом ледоруба по шее — это ведь так по-женски жестоко и коварно. Но не задалось: балуют нас бесшумными вылазками все-таки значительно реже.

Стелс-эпизоды отлично сглаживают противоречия между геймплеем и повествованием. Однако в реалиях обновленного Tomb Raider соотношение игрового времени выходит отнюдь не в их пользу

И была бы нынешней Tomb Raider грош цена за пределами её обильных экшен-эпизодов, если бы разработчики не догадались периодически отпускать геймеров с короткого скриптового поводка. Ставшие уже традиционными для жанра коридорные локации здесь перемежаются относительно большими островками свободы, где дозволяется повернуться спиной к указующему персту сюжета и, задрав надменно нос, вступить в противоборство со скукой в немудреной затее под названием «развлеки себя сам».

Правда, оказывается, что желанную свободу приткнуть толком и некуда. Убивать невинных зверюшек и собирать травы ради очков опыта становится невыгодно практически сразу, а от опциональных заданий по коллекционированию предметов за версту несет обескураживающим ароматом рутины. И если бы не замшелые гробницы, манящие чарующим блеском невиданных сокровищ, открытые локации Tomb Raider можно было бы с чистой совестью списывать на свалку ненужных дизайнерских идей, где отлично прорисованный Яматай растащили бы на куски завзятые эстеты.

И поделом! Мистический остров, прикрывшись вуалью загадочных природных и климатических явлений, намертво приковывает к себе внимание живописными ландшафтами и останками древних строений и, будучи недавно переизданным на консоли нового поколения, чувствует себя там вполне комфортно. Замечательный результат, особенно учитывая, какие виды демонстрировал этот же графический «движок» еще 5 лет назад.

Яматай, конечно, не Париж, но фраза «увидеть и умереть» к нему применима даже больше

Что же касается нынешней «Расхитительницы гробниц», то она могла быть лучше, в этом сомнений нет. Crystal Dynamics практически полностью провалили повествовательный элемент, словно вместо торжественной речи по случаю возвращения королевы жанра в микрофон пробубнили пару невнятных фраз и красноречиво махнули ручкой. Справедливость, однако, требует напомнить, что у именитых Naughty Dog тоже не всё получилось с первого раза, а значит лишь сиквел даст нам основание судить, кто кого. Пока же, в некотором роде, паритет.

Смотрите также
Tomb Raider
Рецензия
8.5 Tomb Raider
Tomb Raider (2013)
Рецензия
8.5 Tomb Raider (2013)
Tomb Raider (2013)
Рецензия
8.0 Tomb Raider (2013)
Дата выхода

Tomb Raider (2013)

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360
8.5
Оценка редакции
8.4
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Square Enix
Локализатор
1C-СофтКлаб
Режимы игры
Одиночный режим, игра в интернете
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360)
Системные требования
Минимальные
Процессор: двухъядерный 2,1 ГГц Оперативная память: 1 ГБ (2 ГБ для Vista) Видеокарта: 512 МБ
Рекомендуемые
Процессор: четырехъядерный Оперативная память: 4 ГБ Видеокарта: поддерживающая DirectX 11 с 1 ГБ
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться