Где поиграть
Total War: Shogun 2

Total War: Shogun 2

Александр Трифонов (редакция) 8.5

Очень красивое и современное переосмысление Shogun: Total War, положившей начало серии. Во многом уступает Empire: Total War, но все равно играется на ура.

В прошлом году сериалу Total War исполнилось 10 лет, и отметить юбилей своего детища британцы из The Creative Assembly решили нетривиальным образом: воссоздать первую игру сериала с помощью современных технологий и добавить в нее все новшества, которые появились в ходе эволюции Total War. Первое получилось замечательно, а вот второе… Ну, обо всем по порядку.

А вы не были на Сикоку?

Итак, Япония, середина XVI века. В стране назревает очередная междоусобная война. Тот даймё (крупный владетельный князь), что сумеет разбить остальных соперников и объединить всю Японию под своей властью, станет новым сёгуном (верховным правителем). Последовавшие события в историю вошли как Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), и игрок может привести к триумфу любой из восьми великих кланов.

Именно здесь проявляется одна из главных проблем римейка. В оригинале Страна Восходящего солнца была выбрана местом действия по необходимости (войска у всех сторон одинаковые, можно сэкономить на создании отрядов и отладке баланса), и тогда все искупала революционность самой игры. Но сегодня, когда мы уже видели совершенно разные армии в Medieval и Rome, чисто косметические отличия между кланами (один-два уникальных отряда на брата) удручают.

На глобальной карте, впрочем, интереснее. В городах мало простора для строительства: если заложили буддистский храм для успокоения населения, забудьте про самурайское додзё (и, следовательно, более сильные войска). Доступных для возведения зданий много, места под них мало, а некоторые юниты требуют еще особого сочетания: так, для найма конницы разных видов нужны не только конюшни, но и школа копейщиков (мечников, лучников).

В самих провинциях, помимо улучшения дорог и рисовых полей, необходимо осваивать уникальные ресурсы: разрабатывать залежи руды или, например, разводить табуны чистокровных коней. В итоге каждое из владений приходится приспосабливать под определенные задачи: тут вот у нас кузница (дает бонусы к атаке и броне юнитов) и нанимаются «героические» самураи с копьями, а здесь – экономический центр с торговым портом и рынком.

Мечом или оралом

Стильный вступительный ролик из Total War: Shogun 2

Выбор пути развития клана (пришедший на смену изучению технологий в Empire) — дело непростое. Сосредоточитесь на «бусидо», и войска получат особые умения, откроются недоступные ранее постройки и с ними — новые юниты. Предпочтете «ци», и население станет меньше бунтовать, улучшится сбор налогов, наладятся торговля и сельское хозяйство. К тому же эти вещи тесно взаимосвязаны — когда еды не хватает, армия голодает, и нельзя строить новые твердыни, а не изучишь методы репрессий — жди постоянных бунтов. Периодически случающиеся «события» также требуют принятия важных решений: например, оставить ли излишки богатого урожая крестьянам или сохранить рис на случай внезапного голода.

Все это игре пошло только на пользу: каждый выбор более очевиден, ничего строить в провинциях (и перебирать их все каждый ход) большую часть времени не надо, и можно сосредоточиться на тотальной войне, обещанной в названии. Вам, прямо скажем, не оставляют выбора: когда в Shogun 2 ни с кем не воюешь, становится невероятно скучно.

Впрочем, интересными боевые действия становятся, лишь когда вы захватите два десятка провинций: вас объявляют агрессором, и все уцелевшие на этот момент кланы объявляют игроку войну. Внезапно выясняется, что искусственный интеллект все же умеет использовать ниндзя для уничтожения чужих генералов и вообще координировать усилия. Пограничные провинции в огне, казна опустошена расходами на содержание армии, а у самой столицы клана, не прикрытой никакими войсками, с моря высаживается вражеский десант — выбранная высокая сложность наконец-то дает себя знать.

Новинка в Shogun 2 — сетевой режим, где ваш аватар за победы в битвах против других игроков получает новую броню и умения

Деревянные самураи

И такой акцент на сражениях вполне оправдывал бы себя, не будь озвученной в начале обзора проблемы. Видов войск всего пять: лучники, конница, копейщики, мечники и воины с нагинатами, не столь сильные против кавалерии, но способные дать отпор мечникам. Отдельный подвид — ополченцы-асигару, которых можно набирать сотнями в любом городе, но которые бегут с поля боя, потеряв лишь треть отряда.

Все армии на поздних этапах состоят из самураев разного вида в равных пропорциях, и битвы становятся однообразными. Есть еще возможность построить порт для торговли с европейцами, чтобы получить доступ к огнестрельному оружию, но при этом возникает столько проблем с распространением христианства и постоянными волнениями на религиозной почве, что трижды подумаешь. Да и толку от мушкетеров все равно немного.

Со столь ограниченным набором воинов компьютерные генералы применяют только два вида тактики: кинуться всей армией вперед и угодить в «котел» либо залезть на холм и дожидаться там, пока ваши лучники не выманят противника... Одиннадцать лет, прошедшие со времен первого Shogun, совершенно не ощущаются.

В осадах же, которые так нахваливали перед выходом игры, все совсем грустно. ИИ-юниты застревают под стенами или прячутся в лесах на краю карты, даже не пытаясь идти на штурм; они также неспособны сосредоточить силы на одном участке. В общем, это верный способ угробить пару тысяч компьютерных солдат силами маленького гарнизона.

Обещанные отличия японских замков от европейских на деле обернулись тотальным упрощением — для взятия крепости не нужны ни лестницы, ни катапульты, солдаты залезают даже на самую отвесную стену, словно тараканы, и захватом стратегических позиций никто даже не озадачивается: либо всех защитников перебьют, либо они обратят нападающих в бегство.

Другое новшество — дерево развития для генералов и агентов вроде ниндзя. Военачальникам можно развивать как административные навыки, так и их личную доблесть или умение командовать войсками

Японская энциклопедия

Одно из немногих новшеств — система прокачки генералов. Вариантов развития много, можно как сделать из военачальника специалиста по командованию пехотой или осадам, так и усилить его самого вместе с телохранителями и бросать в самую гущу битвы. При этом половину умений все равно не изучишь, а для получения очередной «звездочки» придется выиграть немало боев.

У ниндзя, мэцукэ (таких «особистов», ловящих ниндзя и подкупающих вражеских генералов), монахов и гейш способностей поменьше, но терять опытного агента всегда очень неприятно — нового пока еще натаскаешь. Помимо изучения умений, к персонажам на определенных уровнях можно приставлять свиту или давать дополнительные бонусы, например, мудрого наставника или отравленные кинжалы.

Перед выходом игры разработчики интриговали всех туманными обещаниями ввести в игру неких «героических» юнитов. Перед глазами вставали образы одинокого самурая, в одиночку разбрасывающего вражеские войска с помощью особых умений... Но оказалось, что это всего лишь элитные отряды в три раза меньшей численности, чем обычно, но с очень сильными юнитами. К тому же почему-то исчезли возможности, имевшиеся в прошлых частях: захват пленников и получение выкупа за них, а также ронины-наемники — более дорогие и не восстанавливающиеся самостоятельно, но и не требующие тренировки войска.

Замечательная стилизация — неоспоримое достоинство Shogun 2. Загрузочные экраны с яркими иллюстрациями и предсмертными хайку, матерчатая карта страны, по мере исследования оживающая на глазах, привязанные к событиям ролики и превосходная музыка, всегда соответствующая моменту. Движок используется тот же самый, что в Empire, но на рукопашные схватки юнитов смотреть одно удовольствие, ведь для motion capture привлекали настоящих мастеров боевых искусств. А какая тут шикарная встроенная энциклопедия!

Однако именно возвращение к японской тематике — причина самых существенных минусов проекта. У Empire были свои недостатки, но хватало и инноваций: новая огнестрельная эпоха, почти что весь земной шар как театр военных действий, появление морских сражений. Даже в Napoleon хотя бы добавили кампанию по сети, которую фанаты просили еще с зарождения сериала.

В Shogun 2 нового, не считая системы прокачки, очень мало, а многие возможности, наоборот, отсутствуют — сказываются ограничения выбранного места и времени. Прохождение кампании, безусловно, принесет вам немало интересных часов, но выбрать другой клан и начать покорение Японии заново вряд ли захочется: вы уже видели все, что есть в игре.

Смотрите также
Total War: Shogun 2
Рецензия
9.0 Total War: Shogun 2
Total War Battles: Shogun
Рецензия
8.0 Total War Battles: Shogun
Skulls of the Shogun
Рецензия
8.5 Skulls of the Shogun
Дата выхода
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
SEGA
Режимы игры
Одиночная игра
Кооператив
Мультиплеер
Модель распространения
дисковый ритейл, цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
CPU 2.6GHz, RAM 1GB (XP) / 2GB (Vista/7), VRAM 256MB, shader 3.0
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться