Где поиграть
Unravel

Unravel

Наталья Одинцова (редакция) 8.0

Ожившая пряжа распутывает головоломки, основанные на знании физики

Смотанная из клубка пряжи игрушка ожила и отправилась в поход за воспоминаниями владельцев — сельских жителей из шведской глубинки. На пути безымянного существа препятствия в виде луж, поленьев и кочек, трамплином ему служит даже туго натянутая между ветками нитка, а оборвать приключение способен первый встречный краб — не гигантский и с уязвимыми точками в виде светящихся мишеней, как это принято в видеоиграх, а самый что ни на есть обычный.

Unravel производит впечатление игры, пронизанной любовью к природе, однако не агитирует за бережное отношение к каждой травинке и шишке. Это история о человеческих эмоциях, и за смену тональности в повествовании отвечают времена года. Радостная пора детства и юности — поздняя весна и лето, прогулки в лесу и по горам. Дети покидают родительский дом — ранняя осень и бесконечные рельсы железных дорог. Старость и смерть главы семьи — непроглядный ноябрь на свалке ржавых автомобилей и зимняя вьюга на кладбище. Даже пара уровней со сценами разлитых по лесу химических отходов и заброшенных экскаваторов — не столько трезвон в набат на тему экологии, сколько отсылка к тому, что в жизни иногда происходит что-то плохое.

Авторы Unravel сделали ставку на универсально красивые декорации. Игра двухмерная, но без стилизации под ретро

Созерцание и сопереживание — главные темы Unravel. В отличие от многих платформеров, тут почти нет этапов, требующих буквально заучить, как именно и куда должен прыгнуть герой. Исключение — редкие сцены, когда на героя открывают охоту противники, вроде какого-нибудь грызуна или птиц. Тогда один неверный шаг — и нужно переигрывать сцену заново. В остальном трудности возникают только в случаях, когда не сразу понятно, как именно выстроить маршрут для героя по уровню: что сдвинуть или как переместить ту или иную находку.

А еще в Unravel очень реалистичное взаимодействие с предметами. Скажем, пластиковая бутылка всплывает в воде, а ветка распрямляется, если стряхнуть с нее снег. В то же время из-за правдоподобности картинки не всегда догадываешься, куда герой может допрыгнуть и какие предметы ему разрешат переместить, а какие — просто элементы декора.

Пряжа служит разметкой для уже пройденного пути и постоянно сматывается с героя, пока тот идет вперед. Единственный способ не истончиться до пустого проволочного каркаса — найти новый обрывок пряжи

Всем особым навыкам безымянного персонажа обучают сразу же. Чтобы зацепиться за кольцо в стене и перемахнуть через пропасть, герой пускает в ход ту самую пряжу, из которой смотан. Если надо сделать трамплин, мост или связать два предмета — в ход снова идет нитка. Еще один полезный навык — подтягивать вещи к себе, или, напротив, подтягиваться самому как на канате. Игра всегда помечает узелками, где можно пустить умения героя в ход, так что остается только догадаться, как решить очередной мини-ребус, чтобы продолжить путь.

В отличие от некоторых артхаусных игр, Unravel не делает акцент только на созерцании мира — приходится приложить определенные усилия, чтобы решить головоломку. Не зря креативный директор Мартин Салин говорил, что ему не нравятся игры, в которых искоренен геймплей. По его словам, трогательная история — это отлично, но на одних художественных достоинствах проектам не выехать. В то же время ребусы в Unravel не усложняются по мере прохождения, как это происходит в паззлах вроде The Incredible Machine (или, скажем, Cut The Rope). Самые же заковыристые задания обычно связаны с добыванием опциональных наград, причем не всех, а например, только последних двух из имеющихся на уровне пяти.

Ближайший аналог Unravel по формату и статусу — Valiant Hearts, арт-эксперимент от Ubisoft. Настоящее произведение искусства, и в то же время игра, а не просто симулятор ходьбы

Никаких новых навыков по мере продвижения по уровням, как это обычно бывает в других играх жанра, герою тоже не выдают. Задания меняются в зависимости от погоды и местности: где-то придется чаще выныривать из луж и избегать прибоя, где-то — включать и выключать рубильники, чтобы, например, отогнать тараканов. Этого достаточно, чтобы прохождение не казалось совсем уж однообразным, но в то же время по сравнению с классическими платформерами наполнения не хватает. Как бы ни был красив мир, который предлагают созерцать в игре, от интерактивного формата я всегда жду акцента на геймплей, если только речь не идет о визуальной новелле.

Unravel стоило бы как лекарство прописывать всем, кто убежден, что видеоигры — это непременно насилие, перестрелки и враждебные любому здравомыслящему человеку ценности. В ней нет назидательности, которая так часто портит произведения, посвященные любви к природе. Одинокое существо из пряжи и его самоотверженность моментально вызывают симпатию, а растущие в далекой Швеции клевер и березки легко ассоциируются с пейзажами России. Плюс это еще и красивый платформер, позволяющий пустить в ход знания законов механики — жаль только, что игре ощутимо не хватает усложняющихся заданий и контента.

Дата выхода 9 февраля 2016 г.

Unravel

PlayStation 4, PC (Windows), Xbox One
8.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Electronic Arts
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
Цифровая доставка
Дата выхода
9 февраля 2016 (PlayStation 4)
9 февраля 2016 (PlayStation 4)
9 февраля 2016 (PC (Windows), PlayStation 4, Xbox One)
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Duo 2, 4 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce 450GT или Radeon HD 5750
1 из картинок Открыть оригинал