Где поиграть
Until Dawn

Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Георгий Курган (редакция) 9.0

Подростковый хоррор для PS4 не просто оказывается интереснее, чем аналоги из мира кино, но и позволяет каждому игроку творить свой собственный вариант истории

Восемь подростков едут в зимний коттедж, чтобы почтить память двух своих подруг, которые пропали без вести на дружеской пьянке за год до того. Собираются на закате, до рассвета — десять часов. К утру все герои трагически погибнут. Или наоборот, выживут. А может, погибнет только стерва-азиатка и зануда-очкарик. Или вообще — только очкарик. В общем, как писали в статьях эпохи пещерной игровой журналистики — решать, конечно же, вам.

Последние лет двадцать игры (во всяком случае, те, чьи авторы всерьез заботятся о сюжете и прочей драматургии) пытаются изжить из себя кино. Комплекс «младшего брата» не надо даже искать, достаточно послушать, кого авторы знаковых игр называют в числе источников вдохновения. Создатели Until Dawn (в России — «Дожить до рассвета») мигом вспоминают о работах Хичкока и о «Сиянии». Дэвид Кейдж, главный киноподражатель индустрии, не стесняется рассказывать о том, как ходит за советами к голливудским режиссерам. Авторы Grand Theft Auto вставляют в каждую игру сотни отсылок — случайных и сознательных — к классическим гангстерским фильмам.

Отправиться вдвоем через промерзший ночной лес в отдаленную хижину? Конечно, пойдем!
В то же время есть подозрение, что все эти люди еще не до конца поняли, что гнаться давно не за кем и незачем, а процесс пошел в обратную сторону. Фильмы про видеоигры делают Pixar, в «Пикселях» играют Питер Динклейдж и Адам Сэндлер, то есть — актеры национальных масштабов: это как если бы в экранизации «Тетриса» сыграли Иван Ургант и Михаил Галустян. То есть, в Голливуде давно поняли, что игры — это солидно и важно, но авторы игр по инерции еще пытаются «догнать и перегнать», и знаете что — результаты до сих пор впечатляют.

Вот, скажем, Until Dawn. Если бы он шел в кино, вы бы не стали его смотреть. Авторы задействовали буквально все штампы подростковых фильмов ужасов, начиная от общей нелепости ситуации (зачем школьники едут отдыхать зимней ночью на гору, где полно диких зверей и куда не ходит никакой транспорт, кроме канатной дороги?) и заканчивая конкретными деталями, вроде обязательного вмешательства черной индейской магии.

И, разумеется, важнейшую роль в местном дискурсе играет «эффект бабочки». Ведь все знают, что нельзя просто так сделать триллер и не вставить туда «эффект бабочки»

Персонажи — ходячие стереотипы: рассудительный чернокожий, быковатый качок, смазливая дурочка, отличница-моралистка. Методы запугивания — тоже, мягко говоря, не первой свежести: в основном кто-то с воплями выскакивает из-за угла, из темноты хватают за руки и швыряют в лицо внутренностями — любая часть фильма «Пила» вызывает куда больший трепет.

Удивительно то, насколько интересно при этом проходить Until Dawn. Не страшно, а именно интересно, это важно. В отличие от большинства упражнений в том же жанре (см. квесты Telltale или квазиблокбастеры того же Кейджа) эта игра с большим трепетом относится к вашему выбору и любое неосторожное решение может обернуться катастрофой для одного, а то и нескольких героев.

При этом случайных и ничего не значащих развилок тоже хватает — трюк в том, что никогда нельзя предугадать, какая из них окажется судьбоносной. За возможность угодить приглянувшейся девушке герой может поплатиться жизнью — причем это случится четверть часа спустя, когда исправлять что бы то ни было будет уже поздно. Разумеется, слот для сохранения — один на всю игру. И даже решение о том, кому из героев таскать с собой сигнальную ракетницу, может оказаться невероятно важным.

Значительная часть внутренней мифологии Until Dawn раскрывается с помощью «случайно» обнаруженных улик и разбросанных повсюду индейских тотемов

Да что ракетница — взаимоотношения между героями тоже зависят от вашего стиля игры, и у каждого «шаблонного» персонажа обнаруживается двойное, а то и тройное дно, и за одно прохождение всех тараканов в их головах рассмотреть не получится. Кто-то на проверку оказывается мстительной сволочью, кто-то, наоборот, проявляет неожиданное великодушие и оказывается славным малым — если доживает, конечно.

Разницу между подростковым хоррором в кинотеатре и по-настоящему интерактивным подростковым хоррором в вашей PS4 — примерно как между обычной физикой и квантовой, как между вторым и третьим измерением — с какой-то одной позиции разницы может быть не видно, но на самом деле она колоссальная. Мы с коллегой проходили Until Dawn параллельно и когда стали обмениваться историями, то можно было подумать, будто мы играли в две разных игры. И хотя на сюжет нельзя влиять совсем уж радикально, мелких отличий (и это не считая постоянного риска лишиться кого-то из героев) при каждом прохождении набегает столько, что найти двух людей с одинаковым опытом в Until Dawn наверняка будет непросто.

В сериале Community есть серия, в которой герои бросают игральную кость — и тем самым порождают шесть параллельных реальностей, в каждой из которых их судьбы складываются очень по-разному. Until Dawn — как та серия, только длится не двадцать минут, а восемь часов, и «бросать кости» приходится несколько десятков раз. Да, по внутреннему устройству это пошлый и неизобретательный молодежный хоррор. Да, вместо геймплея — интерактивное кино с пиксельхантингом и мини-играми. Но при этом Until Dawn — тот редкий случай, когда придуманная кем-то другим история становится для игрока глубоко личной, когда личный вклад в происходящее человека-с-геймпадом не только хорошо заметен, но и всячески подчеркивается. Until Dawn — не лучшая игра в этом году и, прямо скажем, не очень хороший хоррор. Но это живое подтверждение того, что интерактивный формат может вдохнуть новую жизнь даже в жухлые штампы с «голубых экранов». Игры уже давно не только прибыльнее, но и лучше, и интереснее любого кино. Просто не все пока это поняли.

Смотрите также
Batman: Arkham Knight
Рецензия
9.5 Batman: Arkham Knight
Лучшие игры августа 2015
Фичер
Лучшие игры августа 2015
Самые жуткие моменты в истории видеоигр
Наше видео
Самые жуткие моменты в истории видеоигр
Дата выхода

Until Dawn

PlayStation 4
Альтернативное название: Дожить до рассвета
9.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Sony Computer Entertainment
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
розничная продажа
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 4)
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться