Где поиграть
Until Dawn

Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Георгий Курган (редакция) 9.0

Подростковый хоррор для PS4 не просто оказывается интереснее, чем аналоги из мира кино, но и позволяет каждому игроку творить свой собственный вариант истории

Восемь подростков едут в зимний коттедж, чтобы почтить память двух своих подруг, которые пропали без вести на дружеской пьянке за год до того. Собираются на закате, до рассвета — десять часов. К утру все герои трагически погибнут. Или наоборот, выживут. А может, погибнет только стерва-азиатка и зануда-очкарик. Или вообще — только очкарик. В общем, как писали в статьях эпохи пещерной игровой журналистики — решать, конечно же, вам.

Последние лет двадцать игры (во всяком случае, те, чьи авторы всерьез заботятся о сюжете и прочей драматургии) пытаются изжить из себя кино. Комплекс «младшего брата» не надо даже искать, достаточно послушать, кого авторы знаковых игр называют в числе источников вдохновения. Создатели Until Dawn (в России — «Дожить до рассвета») мигом вспоминают о работах Хичкока и о «Сиянии». Дэвид Кейдж, главный киноподражатель индустрии, не стесняется рассказывать о том, как ходит за советами к голливудским режиссерам. Авторы Grand Theft Auto вставляют в каждую игру сотни отсылок — случайных и сознательных — к классическим гангстерским фильмам.

Отправиться вдвоем через промерзший ночной лес в отдаленную хижину? Конечно, пойдем!

В то же время есть подозрение, что все эти люди еще не до конца поняли, что гнаться давно не за кем и незачем, а процесс пошел в обратную сторону. Фильмы про видеоигры делают Pixar, в «Пикселях» играют Питер Динклейдж и Адам Сэндлер, то есть — актеры национальных масштабов: это как если бы в экранизации «Тетриса» сыграли Иван Ургант и Михаил Галустян. То есть, в Голливуде давно поняли, что игры — это солидно и важно, но авторы игр по инерции еще пытаются «догнать и перегнать», и знаете что — результаты до сих пор впечатляют.

Вот, скажем, Until Dawn. Если бы он шел в кино, вы бы не стали его смотреть. Авторы задействовали буквально все штампы подростковых фильмов ужасов, начиная от общей нелепости ситуации (зачем школьники едут отдыхать зимней ночью на гору, где полно диких зверей и куда не ходит никакой транспорт, кроме канатной дороги?) и заканчивая конкретными деталями, вроде обязательного вмешательства черной индейской магии.

И, разумеется, важнейшую роль в местном дискурсе играет «эффект бабочки». Ведь все знают, что нельзя просто так сделать триллер и не вставить туда «эффект бабочки»

Персонажи — ходячие стереотипы: рассудительный чернокожий, быковатый качок, смазливая дурочка, отличница-моралистка. Методы запугивания — тоже, мягко говоря, не первой свежести: в основном кто-то с воплями выскакивает из-за угла, из темноты хватают за руки и швыряют в лицо внутренностями — любая часть фильма «Пила» вызывает куда больший трепет.

Удивительно то, насколько интересно при этом проходить Until Dawn. Не страшно, а именно интересно, это важно. В отличие от большинства упражнений в том же жанре (см. квесты Telltale или квазиблокбастеры того же Кейджа) эта игра с большим трепетом относится к вашему выбору и любое неосторожное решение может обернуться катастрофой для одного, а то и нескольких героев.

При этом случайных и ничего не значащих развилок тоже хватает — трюк в том, что никогда нельзя предугадать, какая из них окажется судьбоносной. За возможность угодить приглянувшейся девушке герой может поплатиться жизнью — причем это случится четверть часа спустя, когда исправлять что бы то ни было будет уже поздно. Разумеется, слот для сохранения — один на всю игру. И даже решение о том, кому из героев таскать с собой сигнальную ракетницу, может оказаться невероятно важным.

Значительная часть внутренней мифологии Until Dawn раскрывается с помощью «случайно» обнаруженных улик и разбросанных повсюду индейских тотемов

Да что ракетница — взаимоотношения между героями тоже зависят от вашего стиля игры, и у каждого «шаблонного» персонажа обнаруживается двойное, а то и тройное дно, и за одно прохождение всех тараканов в их головах рассмотреть не получится. Кто-то на проверку оказывается мстительной сволочью, кто-то, наоборот, проявляет неожиданное великодушие и оказывается славным малым — если доживает, конечно.

Разницу между подростковым хоррором в кинотеатре и по-настоящему интерактивным подростковым хоррором в вашей PS4 — примерно как между обычной физикой и квантовой, как между вторым и третьим измерением — с какой-то одной позиции разницы может быть не видно, но на самом деле она колоссальная. Мы с коллегой проходили Until Dawn параллельно и когда стали обмениваться историями, то можно было подумать, будто мы играли в две разных игры. И хотя на сюжет нельзя влиять совсем уж радикально, мелких отличий (и это не считая постоянного риска лишиться кого-то из героев) при каждом прохождении набегает столько, что найти двух людей с одинаковым опытом в Until Dawn наверняка будет непросто.

В сериале Community есть серия, в которой герои бросают игральную кость — и тем самым порождают шесть параллельных реальностей, в каждой из которых их судьбы складываются очень по-разному. Until Dawn — как та серия, только длится не двадцать минут, а восемь часов, и «бросать кости» приходится несколько десятков раз. Да, по внутреннему устройству это пошлый и неизобретательный молодежный хоррор. Да, вместо геймплея — интерактивное кино с пиксельхантингом и мини-играми. Но при этом Until Dawn — тот редкий случай, когда придуманная кем-то другим история становится для игрока глубоко личной, когда личный вклад в происходящее человека-с-геймпадом не только хорошо заметен, но и всячески подчеркивается. Until Dawn — не лучшая игра в этом году и, прямо скажем, не очень хороший хоррор. Но это живое подтверждение того, что интерактивный формат может вдохнуть новую жизнь даже в жухлые штампы с «голубых экранов». Игры уже давно не только прибыльнее, но и лучше, и интереснее любого кино. Просто не все пока это поняли.

Смотрите также
Самые жуткие моменты в истории видеоигр
Наше видео
Самые жуткие моменты в истории видеоигр
Batman: Arkham Knight
Рецензия
9.5 Batman: Arkham Knight
Лучшие игры августа 2015
Фичер
Лучшие игры августа 2015
Дата выхода

Until Dawn

PlayStation 4
Альтернативное название: Дожить до рассвета
9.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Sony Computer Entertainment
Режимы игры
Одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа
Сайт
Дата выхода
(PlayStation 4)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться