Valkyria Revolution

Наталья Одинцова (редакция) 5.0

Как испортить хорошую игру и отдать Крым Турции

Злая империя теснит маленькую, но гордую страну, а та отбивается, как умеет — на первый взгляд, так выглядит завязка ролевой игры Valkyria Revolution. Похожую историю рассказывают многие фэнтезийные произведения, но у новинки Sega есть одна особенность. Если соотнести происходящее в вымышленной Европе с событиями в реальной Европой 19 века, сюжет начинает звучать на новый лад: молдавский Гамлет помогает турецкому Эльсинору отобрать у Москвы Крым.

Правда, Молдавия находится где-то в Грузии, Османской империи нет и в помине, а Турция уменьшилась в размерах и ведет себя как Япония — во Вторую Мировую: внезапно нападает на сверхдержаву, объявившую ей экономическую блокаду. Valkyria Revolution — вовсе не трогательная история о горстке ополченцев, вставших на защиту родной страны: это рассказ об элитном боевом отряде, вовлеченном в заговор по уничтожению правительства соседнего государства. Авторы не пытаются пересказать хронику Крымской войны (она же — Восточная война, шедшая с 1853 по 1856 год), а используют исторический материал для рассуждений на тему войн в целом. Заговорщики управляют настроениями в обществе, выстраивают пропаганду так, чтобы преподнести свои военную кампанию как операцию по освобождению соседей от ига злой империи, изучают опыт самой империи по завоеванию колоний. Это еще не исторический роман, но уже не наивная сказка.

Чем больше спецэффектов от атак на экране, тем сильней в боях начинает проседать частота кадров

Другое дело, что отыскивать отсылки к реальным событиям и следить за интригой в Valkyria Revolution куда интереснее, чем собственно играть. Формально новинка — ответвление тактических ролевых игр Valkyria Chronicles, но бои в ней идут в реальном времени и по концепции больше напоминают Dynasty Warriors — вот огромное поле, вот толпа врагов, каждый из которых по отдельности почти не ранит четверку героев. И каждая схватка — болезненное напоминание о том, насколько умнее были организованы битвы в первой части. Многие элементы Chronicles формально сохранены, хотя для новой боевой системы они совершенно не нужны. Гора мешков, которая служит укрытием? Когда-то прятаться за ней действительно имело смысл, но теперь можно, но незачем — выстрелы врагов и так почти не ранят команду игрока. Снайпер на крыше? Грозный враг в первой Valkyria Chronicles, но теперь едва ли способен вас поцарапать. Мины, которые важно было обезвредить вручную? Одна магическая AoE-атака, и все они обезвредят себя сами.

Но и размахивать мечом в реальном времени в Valkyria Revolution совсем не весело, в отличие от той же The Witcher 3, да и вообще любой ролевой игры с боевой системой этого типа, которая придет вам в голову. Унылые однообразные боссы? Опциональные миссии, в которых из раза в раз повторяется все — от расположения засад до очередности появления противников? Всего этого тут в избытке. Сначала даже не понимаешь, зачем тут магия — все равно мечом убивать всех гораздо быстрее. Только к двадцатому часу ситуация кое-как выправляется и некоторые скиллы становятся действительно нужны — просто за счет того, что самих врагов становится гораздо больше.

Прятаться в траве можно, но обычно абсолютно незачем: рядовые враги все равно ничего герою не сделают

Отдельная тема — поведение напарников. В бою под командованием игрока — отряд из четырех персонажей, одним нужно управлять напрямую, а остальные подчиняются AI. В Valkyria Revolution есть своя примитивная версия “гамбитов” из Final Fantasy XII: можно программировать поведение персонажей, чтобы, например, они в первую очередь били рядовых противников, а потом думали о лечении соратников. Часть команд доступна сразу, часть открывается, если игрок несколько раз совершит одно и то же действие — например, разрушает укрытия из мешков. Но контроля над действиями союзниками все равно не хватает: они не уходят из зон, которые вот-вот накроет вражеской АоЕ-атакой, и используют даже те приемы, к которым враг уже продемонстрировал иммунитет. Воскрешение ничего не стоит — нужно просто подойти к соратнику и нажать клавишу, но в результате злишься из-за того, что тебя постоянно отвлекают от драки: то один солдат полег по-глупому, то другой. Бессмыслен и стелс — только ты решаешь посидеть в засаде, как твои соратники кидаются вперед на врага, игнорируя попытки лидера действовать скрытно.

При этом многие вещи сделаны не пойми зачем или неоправданно усложнены. Например, в Valkyria Revolution есть система крафта, но непонятно, ради чего возиться со сбором предметов и добывать себе пальто, которое дает всего +2 процента устойчивости к атакам огнем, если рядовые враги все равно не опасны. Хочешь, чтобы герои могли экипировать заклинания высоких уровней? Просто открыть меню и сделать это нельзя — нужно идти за апгрейдом в отдельную локацию, которая будет еще какое-то время подгружаться. Бывает (у Сары, например), что сетка покупаемых навыков выстроена нелогично: прокачай какой-нибудь параметр за, условно говоря, 320 очков, чтобы тебе разрешили прокачать параметр за 80 очков.

Со временем игрока вынуждают качаться, перепроходя по много раз небольшой набор из миссий. Задания иногда меняются (где-то нужно уложиться в заданное время, где-то — нет), но увлекательности это не прибавляет

Valkyria Revolution — пример того, как издатель не поверил в жизнеспособность тактических RPG, но и полноценный экшен делать не стал. А возможно, не смог — все в игре указывает на скромный бюджет. Персонажи во время многочисленных катсцен стоят истуканами, оживая только на своих репликах, в Эльсиноре полторы улицы (но есть военное кладбище!), арен для сражений очень мало и выглядят они в целом бедно.

На основе сюжета Valkyria Revolution можно было бы сделать отличный аниме-сериал или тактическую RPG, но к сожалению, в нынешнем виде она бессмысленна. Даже если вас цепляет история, занудные бои — серьезное препятствие на пути к финалу, не говоря уже о том, насколько все происходящее далеко от умных сражений Valkyria Chronicles. В современном мире игры, способные получить оценку ниже 6 баллов из 10, редко доживают до релиза, но Valkyria Revolution — неожиданное исключение.

Смотрите также
Почему войне между Россией и США лучше оставаться в играх?
Фичер
Почему войне между Россией и США лучше оставаться в играх?
Cамый романтичный косплей
Фичер
Cамый романтичный косплей
Что случилось с японскими ролевыми играми?
Фичер
Что случилось с японскими ролевыми играми?
Persona 5
Рецензия
9.0 Persona 5
Дата выхода

Valkyria Revolution

PS Vita, PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: Valkyria: Azure Revolution
5.0
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатели
Deep Silver, SEGA, Sega of America
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PS Vita, PlayStation 4)
(PS Vita, PlayStation 4, Xbox One)
(PS Vita, PlayStation 4, Xbox One)
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться