Вечера на хуторе Близ Диканьки 2

Алексей Милославский (редакция) 7.5

У Питера Бигля (Peter Beagle) есть одна замечательная повесть, которая лучше всего характеризует отношение современного человека к чудесам. Главный герой "Последнего единорога" (единорог, как ни странно) выходит из леса в мир людей, но его никто не замечает. Все видят перед собой красивую лошадку, игнорируя светящуюся гриву и серебряный рог, потому что… такого не бывает; потому что единорогов не существует, а значит увидеть их невозможно. Так же и со всем остальным: кикиморами, лешими, горбатыми старушками, живущими в избушках с куриными ногами, и прочими хождениями по воде. Весь фольклор, веками собиравшийся предками, свято верившими в существование чистой и не очень силы, живущей бок обок с человеком, стал жертвой рационального мышления, не предполагающего никаких чудес.

Плюсы

  1. увлекательный сценарий, смешивающий воедино несколько рассказов Гоголя;
  2. отсутствие труднопроходимых мест;
  3. на удивление приличная озвучка персонажей;
  4. подходит как детям, так и их родителям.

Минусы

  1. не самый удачный саундтрек;
  2. невысокая продолжительность;
  3. фиксированное разрешение картинки.

Сегодня встретить старообрядцев можно лишь на берегу Чудского озера, на территории Пюхтинского монастыря, острове Сааремаа и таежных поселениях, в которых по сей день жгут лучину. Они — последняя надежда всех "единорогов" быть замеченными. Пока живы эти люди, день Ивана Купала не будет казаться бессмыслицей, которую можно встретить лишь на страницах классической литературы. И помочь им в сохранении этой части национальной культуры могут лишь дети, пока еще считающие, что подарки под Новый Год им приносит Дед Мороз. А также те редкие писатели и сценаристы, кто для своих произведений выбирает не техногенное будущее или бандитский Петербург, а народные сказания.

С Гоголем подмышкой

В таком ракурсе сотрудники московской студии Step Creative Group выглядят настоящими смельчаками. В качестве основы для своих "Вечеров на хуторе близ Диканьки" они использовали даже не осовременные вариации гоголевских сказок, а вполне себе оригинальные произведения Николайвасилича. Их Диканька — все та же знакомая с детства украинская деревушка, в которой живет кузнец Вакула со своей возлюбленной Оксаной, его мать Солоха, пузатый Пацюк — здоровенный детина, которому галушки сами прыгают в рот, и целая россыпь всевозможной нечисти, встречающейся на каждом шагу в местных лесах.

Вторая часть "Вечеров" является логическим продолжением первой и не сильно отличается от предшественницы в плане исполнения. Добыв в прошлый раз для своей пассии черевички, Вакула женился на ней и за прошедший год успел обзавестись сыном. Его место в качестве героя дежурной лавстори занял бедняк Петрусь, пытающийся ухлестывать за Пидоркой — дочкой деревенского главы, которую авторы предусмотрительно переименовали в Наталку. Получив от ворот поворот, Петрусь соглашается на предложение Басаврюка — дьявола в человеческом обличии, пообещавшего награду за, в общем-то, пустяковое дельце. Нацепив чертову серьгу, несчастный возлюбленный теряет над собой контроль и становится причиной целого ряда событий, в которые втягивается и Вакула.

Помимо собственно "Вечера накануне Ивана Купала", написанного Гоголем аж в 1830 году, в сценарий включили пару других рассказов из цикла "Диканьки" и сдобрили получившуюся смесь изрядным количеством фольклора. Где кончается одна повесть и начинается другая, понять не просто, особенно если не знать о существовании первоисточника. Впрочем, восполнить пробел в знаниях никогда не поздно, и, возможно, для кого-то творчество москвичей станет стимулом для визита в библиотеку или книжный магазин. Тем более что для этого есть все предпосылки.

Доступный фольклор

Воссозданную художниками студии Диканьку приятно посетить в любом возрасте. За четыре часа, отпущенные на знакомство с ее жителями, вы успеете побывать на рабочем месте самого кузнеца, в доме сытого Пацюка, в поместье Пана, чья дочь превратилась в русалку, в гостях у ведьмы и на поляне, где под вечер накануне Ивана Купала расцветает жар-цвет. Герои этой истории — ходячие стереотипы, знакомые по советским мультфильмам и иллюстрациям в детских книгах. Вакула, как и положено кузнецу, коротконог, широкоплеч и непозволительно добродушен. Пацюк, созданный Гоголем по образу местной знаменитости, казака по фамилии Пащенко, размерами превосходит кузнеца и все так же ленив. А всевозможная лесная шушера традиционно боится оберегов и петушиного крика.

Здесь невозможно запутаться или надолго застрять над решением какой-либо задачки — всегда найдется кто-нибудь, кто на вечный вопрос "что делать?" даст вполне конкретный ответ. Никто не заставит вас мешать гвозди с потрохами, чтобы в итоге употребить полученную смесь в неожиданном месте — если уж подобрали в чаще одолень-траву, то использовать ее придется по прямому назначению. Если бы не многочисленные вынужденные прогулки из одного конца карты в другой, невольно растягивающие прохождение, и смехотворное разрешение, размазывающее картинку на любых мониторах размером чуть больше яйца, "Вечера на хуторе Близ Диканьки 2" могли бы сами стать классикой.

Здесь нет и намека на современные реалии, а свободно общающийся с лешими и русалками Вакула, согласно понятиям современного человека, живет вопреки здравому смыслу. Отказать в помощи наивному молодцу невозможно — сердобольный кузнец за уши притягивает своим обаянием, и финальные титры появляются на экране гораздо быстрее, чем успеваешь устать от проказ Басаврюка. Это тот редкий случай, когда где-то глубоко внутри просыпается желание поверить, что таинственно исчезающие из дома вещи таскает домовой, утомленный невниманием со стороны хозяев, а в кране по ночам журчит вечно недовольный водяной. Ведь чудеса на самом деле случаются — нужно лишь не бояться их увидеть.

Рисованная графика и невысокое разрешение слегка портят впечатление от творчества художников московской студии. У подавляющего большинства покупателей пейзажи Диканьки будут размазаны, но внимание на этом заострять никто, скорее всего, не станет. Персонажи гоголевской интерпретации за редким исключением говорят вполне убедительно, повсеместно употребляя вышедшие из обихода слова. Куда хуже со своей задачей справляется саундтрек, плохо вписывающийся в историко-географические рамки. С другой стороны, современный человек к гуслям и жалейкам не особо привычен. Проще схемы "навел-и-ткнул" придумать ничего нельзя при всем желании. К тому же, в отличие от львиной доли аналогичных проектов, "Вечер накануне Ивана Купала" крайне дружественен по отношению к своему потребителю — часами елозить по экрану в поисках нужного предмета здесь никто не заставляет. Задания, выполняющиеся по схеме "ты — мне, я — тебе", давно стали стандартом де-факто. Под этим же девизом проходит и вся история Диканьки, лишь изредка предлагающая зрителю задачки посерьезнее. Насквозь положительный и вежливый Вакула настолько мил, что отказать ему в помощи не может никто, даже старый привратник, давно переселившийся в иной мир. Не говоря уже о зрителях, наблюдающих за его похождениями. Несколько часов в компании гарного кузнеца пролетают незаметно, оставляя лишь положительные эмоции.

Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться